arrow_back

Ребенок не хочет учиться: что делать?

Один из самых распространенных вопросов, с которым родители обращаются за советом к психологу: что делать, если ребенок совсем потерял интерес к учебе? Домашнее задание ребенок делает спустя рукава, нет тяги ни к одному школьному предмету, даже к тем, к которым в 1-2 классе испытывал неподдельный интерес, нередко под разными предлогами просит остаться дома, чтобы и вовсе не идти в школу.

Встревоженная мама смотрит на специалиста и ждет решения проблемы. Так как же заставить ребенка учиться?

Во-первых, что касается заставить, то нужно сразу понять, что этого не получится, мотивация так не работает, а если и работает, то на очень короткий промежуток времени. Чем взрослые больше негодуют, увещевают и даже угрожают, тем короче будет эффект от такого воздействия.

Самое важное, это разобраться в причинах, по которой мотивация к учебе окончательно пропала, и вот, исходя из причин, можно уже что-то изменить в сложившейся ситуации.

Причины нежелания учиться:

  1. Часто бывает такая история, что родители очень интенсивно готовят ребенка к школе, впихивая в него огромное количество информации. У ребенка хорошая светлая голова, он легко все запоминает, учит большие стихи, начал рано читать и считать, и тогда родители думают, что надо нагрузить дошкольника всем тем, что будут изучать в школе: иностранные языки, чистописание, выразительное чтение, а не просто чтение. А ведь, по сути, всему этому: и считать, и писать, и читать, его будут учить в школе. Преждевременная нагрузка взамен веселым играм и легкому времяпрепровождению вызывает обратный эффект – отторжение всего, что связано со школой. Если первые пару лет ребенок еще терпит и молча делает уроки, то ближе к подростковому возрасту он перестает терпеть и выдает протестное поведение в виде низкой школьной успеваемости, отказа от выполнения домашнего задания, прогулов, а также постоянного «забывания» тетрадей, учебников и пр.

    Исправить ситуацию может привлечение ребенка к социально-полезной деятельности: спортивные секции, молодежный и туристические клубы, волонтерская работы, когда вы предварительно переговорите с руководителем этого объединения, который в свою очередь, будет привлекать ребенка к организаторской деятельности, говорить о важности учебы. Потому как ваше мнение насчет учебы у ребенка вызывает протест, то необходим авторитетный взрослый, который вернет и повысит мотивацию к учебе засчет выработки дисциплины и ответственности.

    А то, что касается подготовки ребенка к школе в виде повсеместного обучения, то лучше обучать его через его сильные стороны, вызывая естественное любопытство. Например, невзначай рассказывать истории о странах «Азбука» и «Арифметика», смотреть мультики на эту тему, считать деревья и уточек на пруду, а не счетные палочки, писать не в тетради, а на песке и т.д. Все это делать нужно играя, чтобы были положительные эмоции, чтобы учеба вызывала приятные впечатления и вызывала так называемую «жажду открытий».
  2. Довольно распространенная причина нежелания учиться – это устойчивый конфликт в школе, причем как с одноклассниками, так и с учителем. В начальной школе роль родителя в школьном конфликте становится главной, именно родитель должен поговорить с ребятами через их родителей, и тем более с учителем. Если назрел конфликт в среднем звене и старше, можно посоветовать ребенку самостоятельно решить конфликт, используя несколько отлично работающих сценариев:

    - организовать поход класса в кино или на туристический пикник, экскурсию, во время которых будет возможность провести беседу между ребятами и помирить их по возможности;
    - провести день рождения или пижамную (тематическую) вечеринку, на которую позвать и друзей, и того, с кем у ребенка конфликт. В веселой атмосфере взрослые могут проводить викторины и конкурсы фантов, ставя в пару конфликтующих между собой детей, где у них будет общая задача.

    При решении конфликта ребенка необходимо учить, что выгоднее искать пути примирения, нежели ссориться.

    Что касается возникшего конфликта с педагогом, то несмотря на то, что конфликт школьный, решать должен его, в первую очередь, родитель, который заинтересован в спокойном, уравновешенном состоянии его ребенка. Отмахнуться от проблемы не получиться, нельзя сказать ребенку «просто не обращай на учителя внимание», так нельзя.

    Сначала нужно выслушать ребенка, как он объясняет в чем, по его мнению, суть конфликта, потом выслушать мнение педагога. Часто случается так, что ребенок думает, что у него конфликт с учителем, а учитель об этом даже не подозревает. Желательно выяснить, как педагог относится к другим учащимся, использует ли на уроках крики, угрозы, оскорбления. Если этого нет, то причина конфликта в каком-то недопонимании, возможно, конфликт назрел после столкновения интересов, сказанных слов и т.д. Родитель здесь должен выступить медиатором – третьим лицом, который примирит стороны, можно подключить к разрешению конфликта школьного психолога.

    Если ребенок часто говорит о конфликтах с другими детьми или педагогами, склонен обижаться, слишком раним, то действенным способом станут занятия по развитию эмоционального интеллекта, на которых ребенок будет учиться понимать себя и других, управлять бесконфликтным общением и разрешать уже возникшие конфликты.
  3. Слишком высокие требования к ребенку, к результатам его учебы также могут стать причиной низкой успеваемости в школе. Когда от ребенка требуют постоянно учиться на одни «5» и «4», даже по тем предметам, к которым у него нет явных предпочтений и талантов, результативность снижается сразу по всем предметам. Здесь правильнее позволить ребенку максимальный результат показывать по тем предметам, которые у него лучше получаются, к остальным предметам таких требований не предъявлять.
  4. Пробелы в знаниях. По причине болезней, переездов и различных семейных и жизненных ситуаций, у ребенка могут появиться определенные пропущенные неусвоенные темы, которые не позволяют в полной мере освоить следующий материал. Так пробелы накапливаются, и ребенок по элементарной причине становится неуспешным. Тут решение проблемы простое: нужно определить реальный объем этих пробелов и путем систематического и методического изучения эти пробелы заполнить. Только родителю стоит решить, как он это будет делать: привлекая репетитора или самостоятельно. Стоит помнить, что самому ребенку это сделать практически нереально, ведь и до этого эти пробелы он компенсировать не смог, если вы их осознали, то не значит, что ребенок каждый день будет самостоятельно заниматься, и все образуется.
  5. Одной из причин возникновения трудностей в обучении может быть то, что ребенок не научился самостоятельно преодолевать препятствия. Такое всегда бывает из-за того, что ребёнка с раннего детства ограждали от всех трудностей, чтобы делать что-то быстрее – делали это за него. Случается, что в начальной школе родители даже домашние задания пишут в его тетрадках. Такая гиперопека освободила ребенка от постоянных интеллектуальных препятствий, а как известно, мышление формируется в ситуациях преодоления, при нагрузках. И вот, ребенок, непривыкший к таким нагрузкам, сталкивается с реальными трудностями, когда хочешь-не хочешь, а учиться - надо, он просто не готов к этому и не знает, как это делать.

Теперь мало-помалу нужно выходить из этой ситуации: перестать делать уроки за ребенка, а помогать сначала со сложными заданиями, позволяя ему самостоятельно выполнять более легкие, потом оказать помощь лишь с тем, с чем совсем не может справиться без вашей помощи. Не забывайте про поощрение самостоятельности и искреннюю похвалу за полученные результаты.

Помните, что быстрых результатов ждать не стоит. Даже первые, самые маленькие изменения к лучшему могут появиться лишь через несколько недель, а уж значительные и устойчивые – через нескольких месяцев! Так что наберитесь терпения, а я желаю вам успехов.

Материл подготовлен педагогом-психологом ОЦДиК Л.В. Карпузовой