arrow_back

Ребенок не хочет ходить на подготовку к школе, что делать?

Подготовка к школе — важный этап в жизни ребенка и его родителей. От того насколько успешно происходит адаптация с дошкольного периода к школьным будням, во многом зависит дальнейшая успеваемость, эмоциональный комфорт и желание ребенка развиваться. Однако нередко родители сталкиваются с проблемой, что ребенок категорически отказывается посещать занятия по подготовке к школе.   

Прежде всего родителям важно понять причины такого поведения. Они могут быть следующими:

- Страхи и тревожность  

Многие дети испытывают естественный страх перед неизвестным. Подготовка к школе часто предполагает новые условия, незнакомых детей, чужого взрослого. Если ребенок изначально тревожен, боязлив, склонен к застенчивости, он может воспринимать занятия по подготовке как стрессовую ситуацию.

- Недостаток готовности к разлуке с родителями  

Особенно актуальна такая проблема для тех детей, которые до этого мало расставались с мамой или папой, не посещали детский сад или другие развивающие группы.

- Непривычный ритм и нагрузка  

Занятия по подготовке могут включать различные задачи на внимательность, усидчивость, логику. Если ребенок ранее не сталкивался с подобными требованиями, ему может быть физически и эмоционально сложно.

- Неудачный опыт первого посещения  

Ребенок может негативно воспринимать первое посещение занятий, если ему не понравился педагог, кто-то обидел его, или просто в этот день у него было плохое настроение или неважное самочувствие.

- Недостаток мотивации и неправильный подход родителей  

Если родители активно нажимают, требуют «хорошего поведения и успехов», ребенок легко может отказываться посещать занятия, не видя смысла и чувствуя давление.

 Как правильно поступить родителям в такой ситуации?

- Проявите понимание и спокойствие  

Прежде всего, никакие ситуации нельзя решать через насилие, крики и наказания. Ребенок должен чувствовать вашу поддержку и заботу, иначе проблема лишь усугубится. Постарайтесь понять причины, поговорить с ребенком без давления: «Расскажи, что тебя тревожит? Почему тебе не хочется ходить на занятия?»

- Спокойно обсудите с ребенком его чувства и переживания  

Задача родителей — терпеливо выслушать ребенка, дать ему время открыть свои переживания и эмоции. Понимание и обсуждение трудностей помогает снизить уровень тревоги и страха и постепенно выработать позитивный настрой.

- Посетите занятия вместе с ребенком  

Иногда ребенок просто боится остаться один в незнакомой обстановке. Попросите педагога позволить вам поприсутствовать первые несколько занятий, чтобы малыш адаптировался и немного освоился в новом коллективе.

- Расширьте круг общения ребенка заранее  

Если до этого ребенок не посещал детский сад и мало общался с детьми своего возраста, начните постепенно вводить его в детское сообщество (группы раннего развития, совместные прогулки на детских площадках и т. д.).

ü Открыто разговаривайте с педагогом  

Обязательно общайтесь с преподавателем подготовки. Важен индивидуальный подход на занятиях и педагогическая мудрость. Педагог может подсказать, как изменить ситуацию, что можно сделать дома, как развивать у ребенка позитивное восприятие учебной обстановки.

 Практические приемы для мотивации ребенка на занятия

- Акцентируйте внимание на интересе, а не на обязанностях  

Если ребенок воспринимает предшкольную подготовку как «обязаловку», его желание будет только уменьшаться. Используйте позитивно окрашенные выражения: «Там вас учат играть и общаться, а еще ты узнаешь много интересного, что пригодится в школе».

- Поддерживайте ребенка морально  

Хвалите и отмечайте малейшие успехи, поощряйте даже минимальные достижения. «Ты справляешься отлично, я горжусь тобой!», «Я рада, что тебе понравилась игра», «Какие красивые рисунки ты сегодня сделал!» — это укрепит его уверенность в себе.

- Вводите игровой элемент  

В дошкольном возрасте ведущей является именно игровая деятельность. Чем больше в обучении игры, творчества и радости, тем эффективнее пройдет адаптация к школе. Если преподаватель не уделяет этому внимания, обязательно компенсируйте это дома.

- Соблюдайте комфортный график  

Дайте ребенку возможность постепенно привыкнуть к расписанию. Слишком напряженный или жесткий режим может испугать и утомить ребенка

- Установите простую систему поощрений   

Например, после удачного занятия ребенок получает небольшую прогулку в парке, наклейку в дневник достижений или совместное чтение любимой сказки. Это поможет ребенку воспринимать процесс как позитивный, радостный и приятный.

 

Ситуации, когда стоит задуматься: может ли быть причина серьезнее?

Если ребенок выражает очень сильный протест, сопровождаемый слезами, истериками, агрессией или резким тревожным поведением, возможно, стоит задуматься о консультации с детским психологом или неврологом. Иногда за нежеланием посещать занятия скрываются проблемы более глубокие: повышенная тревожность, нарушение социально-коммуникативных навыков, гиперактивность, проблемы с концентрацией внимания и др.

  

Материал подготовила С. Г. Якунина, педагог-психолог ОЦДиК