Ребенок боится сделать ошибку
Страх выглядеть глупо и потерпеть неудачу часто сковывает не только взрослых, но и детей. Нам всем рассказывают, что всегда надо быть лучшим во всём или хотя бы к этому стремиться. Но почему-то мало говорят, что ничего не получается сразу. И начало любого дела - это часто ошибки.
Страх ошибки - это наше достоинство и недостаток одновременно. С одной стороны, страх ошибки помогает делать качественные работы, с другой - ограждает от спонтанности и творчества, заставляет всегда находиться в напряжении.
Как взрослым предотвратить боязнь ошибок у ребёнка
- Поддерживайте ребёнка
Когда мы ошибаемся, нам и так непросто. Поэтому дополнительная критика ни к чему. Поддержите ребёнка, посочувствуйте. Используйте приёмы активного слушания - отражайте, называйте словами его чувства. Вопросы лучше не задавать, пока ребёнок в сильных переживаниях, а позже можно спросить, можете ли вы чем-то ему помочь. Кстати, хороши истории о собственных неудачах. Можно, например, рассказать о том, как вас вызвали к доске, и вы что-то там не совсем верно решили и весь класс начал хохотать. А что же вы? А вы хохотали вместе со всеми – ведь все смеялись над тем, что вы написали, а не над вами. - Помогите разобраться в ситуации
Всё не может быть плохо. В большинстве ситуаций можно найти плюс. Назовите то, что получилось хорошо. Спросите, что помогло ребёнку сделать это хорошо. Предложите варианты, как это можно исправить (возможно, нужно вспомнить правила, если это учебный материал). - Дайте возможность исправить
Вам приятно получать второй шанс? Думаю, да. Например, в школе, можно чаще писать карандашом, потому что ошибку можно всегда исправить с помощью ластика. - Обратите ошибку в улыбку
Например, можно вместе с ребенком рисовать забавные «Небылицы» или «Так не бывает»: вместо волос – цветы, вместо ботиночек - колесики и .т.д. и вместе повеселиться над забавными «ошибками». - Ошибайтесь сами
Ребёнку не полезен «идеальный» родитель, ребёнку полезен живой и настоящий. Дети учатся не только на своём опыте, но и копируют поведение взрослых. Анализируйте, чем вам оказалась полезна ошибка и что нужно сделать, чтобы её не повторить.
И еще. Больше обращайте внимание не на ошибки ребенка, а на то, что у него получается. Настраивайте ребенка быть хорошим не для других, а для самого себя. Чаще спрашивайте: «А ты сам как это видишь? Что тебе самому понравилось?». Каждый раз, когда он говорит, что у него ничего не получается, просматривайте пройденный путь и напоминайте ему с чем он уже справился, что им сделано хорошо.
При подготовке статьи была использована Интернет- ресурсы:
- https://www.b17.ru/article/20507/
- М. Борба «Нет плохому поведению»
Материал подготовила С. Г. Якунина, педагог-психолог ОЦДиК