Развиваем внимание (для детей младшего школьного возраста)
1. Упражнение «Мой любимый фрукт»
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
2. Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие концентрации, переключение внимания. Водящий говорит, например: «Я знаю 4 времени года».
Один из игроков, на которого укажет ведущий, должен сначала повторить сказанные им слова, а затем под ритмичные хлопки в ладоши играющих сказать без запинок: лето, осень, зима, весна.
Игрок становится водящим и говорит, например: «Я знаю 4 геометрические фигуры». Другой игрок, должен быстро ответить: « Я знаю 4 геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник» и т.д.
Если игрок не может выполнить задание, водящий выполняет переход к другому игроку. Постепенно увеличивается количество перечисляемых предметов.
3. Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
4. Упражнение «Мы- маленькие, мы -большие»
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Дети становятся в круг. Ведущий называет предметы. Если предмет большой - дети поднимают руки. Если маленький - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван маленький предмет.
5. Упражнение «Ладошки»
Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала «волна» из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
6. Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания.
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет - отбрасывается.
7. Упражнение «Самый внимательный»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
8. Упражнение «Стук-стук»
Упражнение на развитие у ребенка умения сосредотачиваться.
Ведущий молча стучит кончиком карандаша, а играющие показывают соответствующее число на карточке. Затем можно сыграть «наоборот». Ведущий показывает карточку, играющие стучат карандашом по столу.
При подготовке статьи была использована литература:
Н. А. Шевердина, Л. Л. Сушинскас «Психологический практикум. Внимание. Логика. Память. Моторика»
Материал подготовила С. Г. Якунина, педагог-психолог ОЦДиК