Развиваем устную речь у ребёнка-билингва: 6 простых игр
Для того, чтобы «разговорить» ребёнка и развить у него устную речь необходимо расширить словарный запас русского языка. Ведь чем больше ребёнок выучит слов, тем ему будет проще подобрать нужное выражение, чтобы описать свои эмоции; или обстановку, которая его окружает; или рассказать о событии из жизни.
Основная деятельность для ребёнка - это игра. Чтобы замотивировать и заинтересовать ребёнка говорить на русском языке, ниже представлены 6 простых игр, в которые вы самостоятельно можете играть дома с ребёнком. Игры с родителем - это первый шаг ребёнка к осознанному изучению языку и появлению к нему интереса. В процессе игры важно хвалить ребёнка, подчёркивать его успехи. Именно так вы сможете его замотивировать продолжать занятия и привить любовь к разговорам на русском языке.
Игра № 1. Просмотр предметных картинок
Ребёнку необходимо внимательно рассмотреть серию картинок (домашние животные, дикие животные, птицы и др.) и научится их правильно называть.
Это упражнение поможет выучить много необходимых имён существительных. Научит различать маленькие и большие предметы: стол-столик, ключ-ключик и др.
Игра № 2. «Волшебный мешочек»
С помощью этой игры ребёнок научится описывать признаки предметов с помощью прилагательных.
Как играть: вы прячете в мешочек игрушки либо другие предметы, которые легко угадать на ощупь. Вы опускаете руку внутрь мешочка и начинаете описывать: «В мешочке лежит что-то твёрдое, есть 4 колеса. Как ты думаешь, что это?». Ребёнок должен попытаться угадать предмет по характерным признакам и проговорить все свои версии на русском языке. Если он не знает или не может догадаться, что находиться в мешочке по описанию, можно предложить ему опустить руку в мешочек, потрогать и попытаться снова определить название предмета. Либо достать предмет и назвать его на том языке, который ребенок хорошо знает, затем перевести название на русский и попросить ребёнка повторить.
Потом поменяйтесь ролями. Ребёнку вначале может быть сложно подобрать слова, чтобы описать предмет, поэтому следует ему помочь наводящими вопросами:
- Это твердое/мягкое/пушистое?
- Это квадратное/круглое/прямоугольное/треугольное?
- Оно лёгкое или тяжёлое; большое или маленькое?
- У этого есть какие-нибудь части: колеса, крылья, страницы, ручки? и тд.
Упражнение поможет быстро выучить и запомнить новые прилагательные, существительные и глаголы.
Игра № 3. Найди отличия
Игра поможет научить ребёнка подробно описывать предметы и сравнивать их.
Как играть: выберите две похожие игрушки (например, две машинки) и просите ребёнка их внимательно рассмотреть. Затем ему необходимо рассказать и показать, чем отличаются игрушки (например, большая - маленькая, синяя - зелёная, есть кузов - нет кузова, колёса большие - колёса маленькие и т.д.).
Игра № 4. Просмотр мультфильмов
Включите ребёнку мультфильм на русском языке, а после его просмотра предложите ответить на несколько вопросов по содержанию. Например, малышу предложите простые вопросы, на которые можно ответить одним-двумя словами: была ли в мультфильме лягушка? (ответ да или нет); Лягушка зелёного цвета или синего? (выбор варианта); Кто прилетал к лягушке в гости? Как называется домик, в котором живёт лягушка? и т.д., в зависимости от содержания мультфильма.
А для ребёнка постарше подготовьте вопросы посложнее, ответы на которые состоят из одного или нескольких предложений. Например: что делал в мультике главный герой? Почему герои отправились в путешествие? Почему тебе понравился или не понравился мультфильм?
Если ребёнок сразу не сможет ответить на ваши вопросы, помогите ему и направьте к правильному ответу. Ребёнку будет приятно, что вы поддерживаете его увлечение мультфильмами и активно их с ним обсуждаете.
Игра № 5. «Угадай, кто я (что я)»
Для игры можно использовать специальные карточки с картинками, наклейки или самостоятельно нарисовать изображение предмета (героя) на стикерах. Приклейте карточку ребёнку на лоб (или отдайте в руку, но так, чтобы он не увидел, что нарисовано на картинке). А ребёнок подготовит аналогичную карточку для вас. По очереди задавайте вопросы друг другу и старайтесь угадать загаданные предметы или персонажей. Примеры вопросов: этот предмет круглый? его можно съесть и т.д.
Игра № 6. Во время разговора с родственником
Играть и развивать разговорную речь также можно с родственниками и друзьями, которые говорят по-русски. Например, попросите бабушку ребёнка подготовить 3 новых слова (желательно, чтобы это были предметы, которые есть в доме и доступны для ребёнка, либо картинки). Во время общения бабушка показывает предмет (картинку), называет его на русском языке, а ребёнок на языке среды. После бабушка повторяет за ребёнком название предмета и просит ребёнка повторить название предмета уже на русском языке. Таким образом ребёнок повторит название предмета несколько раз, и он запомнит слово на двух языках. А ещё ребёнку будет приятно выступить в роли учителя и научить бабушку новым словам.
Формула успеха: о чём нужно помнить родителям
Интерес к языку + развитый навык общения + умение выразить себя = быстрое и легкое изучение языка.
Любовь и интерес – главный ингредиент в формуле успеха. Без искренней заинтересованности ребёнку будет сложно запоминать новые слова, говорить и отвечать вам на русском языке. Не забывайте об этом.
Заключение
С помощью этих игр и упражнений ребёнок расширит свой словарный запас, научится наблюдать, сравнивать и соотносить предметы по признакам. Научится связно рассказывать и описывать предмет; будет проявлять сообразительность, интерес и находчивость во время разговора.
Чтобы процесс обучения сделать более лёгким и приятным, придерживайтесь простых правил:
- Никогда не исправляйте первые ошибки (особенно при посторонних), позволяйте ребенку высказать мысль до конца, даже если он смешивает языки;
- Используйте только те методы обучения, которые подходят по возрасту ребёнку;
- Сделайте процесс обучения увлекательным с помощью весёлых игр, красивых игрушек, интересных мультиков;
- Поощряйте за достигнутые успехи походом в кино, кафе или зоопарк.
Больше терпения, любви и заботы - тогда у вас обязательно всё получится!
Материал взят с сайта https://kidskey.org/blog/speech-development-games
Подготовила учитель – логопед Говердовская Д.Ю.