arrow_back

Развиваем устную речь у ребёнка-билингва: 6 простых игр

Для того, чтобы «разговорить» ребёнка и развить у него устную речь необходимо расширить словарный запас русского языка. Ведь чем больше ребёнок выучит слов, тем ему будет проще подобрать нужное выражение, чтобы описать свои эмоции; или обстановку, которая его окружает; или рассказать о событии из жизни.

Основная деятельность для ребёнка - это игра. Чтобы замотивировать и заинтересовать ребёнка говорить на русском языке, ниже представлены 6 простых игр, в которые вы самостоятельно можете играть дома с ребёнком. Игры с родителем - это первый шаг ребёнка к осознанному изучению языку и появлению к нему интереса. В процессе игры важно хвалить ребёнка, подчёркивать его успехи. Именно так вы сможете его замотивировать продолжать занятия и привить любовь к разговорам на русском языке.

 

Игра № 1. Просмотр предметных картинок

Ребёнку необходимо внимательно рассмотреть серию картинок (домашние животные, дикие животные, птицы и др.) и научится их правильно называть. 

Это упражнение поможет выучить много необходимых имён существительных. Научит различать маленькие и большие предметы: стол-столик, ключ-ключик и др.

 

Игра № 2. «Волшебный мешочек»

С помощью этой игры ребёнок научится описывать признаки предметов с помощью прилагательных.

Как играть: вы прячете в мешочек игрушки либо другие предметы, которые легко угадать на ощупь. Вы опускаете руку внутрь мешочка и начинаете описывать: «В мешочке лежит что-то твёрдое, есть 4 колеса. Как ты думаешь, что это?». Ребёнок должен попытаться угадать предмет по характерным признакам и проговорить все свои версии на русском языке. Если он не знает или не может догадаться, что находиться в мешочке по описанию, можно предложить ему опустить руку в мешочек, потрогать и попытаться снова определить название предмета. Либо достать предмет и назвать его на том языке, который ребенок хорошо знает, затем перевести название на русский и попросить ребёнка повторить.

Потом поменяйтесь ролями. Ребёнку вначале может быть сложно подобрать слова, чтобы описать предмет, поэтому следует ему помочь наводящими вопросами:

  • Это твердое/мягкое/пушистое?
  • Это квадратное/круглое/прямоугольное/треугольное?
  • Оно лёгкое или тяжёлое; большое или маленькое?
  • У этого есть какие-нибудь части: колеса, крылья, страницы, ручки? и тд.

Упражнение поможет быстро выучить и запомнить новые прилагательные, существительные и глаголы.

 

Игра № 3. Найди отличия

Игра поможет научить ребёнка подробно описывать предметы и сравнивать их.

Как играть: выберите две похожие игрушки (например, две машинки) и просите ребёнка их внимательно рассмотреть. Затем ему необходимо рассказать и показать, чем отличаются игрушки (например, большая - маленькая, синяя - зелёная, есть кузов - нет кузова, колёса большие - колёса маленькие и т.д.).

 

Игра № 4. Просмотр мультфильмов

Включите ребёнку мультфильм на русском языке, а после его просмотра предложите ответить на несколько вопросов по содержанию. Например, малышу предложите простые вопросы, на которые можно ответить одним-двумя словами: была ли в мультфильме лягушка? (ответ да или нет); Лягушка зелёного цвета или синего? (выбор варианта); Кто прилетал к лягушке в гости? Как называется домик, в котором живёт лягушка? и т.д., в зависимости от содержания мультфильма.

А для ребёнка постарше подготовьте вопросы посложнее, ответы на которые состоят из одного или нескольких предложений. Например: что делал в мультике главный герой? Почему герои отправились в путешествие? Почему тебе понравился или не понравился мультфильм?

Если ребёнок сразу не сможет ответить на ваши вопросы, помогите ему и направьте к правильному ответу. Ребёнку будет приятно, что вы поддерживаете его увлечение мультфильмами и активно их с ним обсуждаете.

 

Игра № 5. «Угадай, кто я (что я)»

Для игры можно использовать специальные карточки с картинками, наклейки или самостоятельно нарисовать изображение предмета (героя) на стикерах. Приклейте карточку ребёнку на лоб (или отдайте в руку, но так, чтобы он не увидел, что нарисовано на картинке). А ребёнок подготовит аналогичную карточку для вас. По очереди задавайте вопросы друг другу и старайтесь угадать загаданные предметы или персонажей. Примеры вопросов: этот предмет круглый? его можно съесть и т.д.

 

Игра № 6. Во время разговора с родственником

Играть и развивать разговорную речь также можно с родственниками и друзьями, которые говорят по-русски. Например, попросите бабушку ребёнка подготовить 3 новых слова (желательно, чтобы это были предметы, которые есть в доме и доступны для ребёнка, либо картинки). Во время общения бабушка показывает предмет (картинку), называет его на русском языке, а ребёнок на языке среды. После бабушка повторяет за ребёнком название предмета и просит ребёнка повторить название предмета уже на русском языке. Таким образом ребёнок повторит название предмета несколько раз, и он запомнит слово на двух языках. А ещё ребёнку будет приятно выступить в роли учителя и научить бабушку новым словам.

 

Формула успеха: о чём нужно помнить родителям

Интерес к языку + развитый навык общения + умение выразить себя = быстрое и легкое изучение языка.

Любовь и интерес – главный ингредиент в формуле успеха. Без искренней заинтересованности ребёнку будет сложно запоминать новые слова, говорить и отвечать вам на русском языке. Не забывайте об этом.

 

Заключение

С помощью этих игр и упражнений ребёнок расширит свой словарный запас, научится наблюдать, сравнивать и соотносить предметы по признакам. Научится связно рассказывать и описывать предмет; будет проявлять сообразительность, интерес и находчивость во время разговора.

Чтобы процесс обучения сделать более лёгким и приятным, придерживайтесь простых правил:

  1. Никогда не исправляйте первые ошибки (особенно при посторонних), позволяйте ребенку высказать мысль до конца, даже если он смешивает языки;
  2. Используйте только те методы обучения, которые подходят по возрасту ребёнку; 
  3. Сделайте процесс обучения увлекательным с помощью весёлых игр, красивых игрушек, интересных мультиков;
  4. Поощряйте за достигнутые успехи походом в кино, кафе или зоопарк.

Больше терпения, любви и заботы - тогда у вас обязательно всё получится! 

 

Материал взят с сайта https://kidskey.org/blog/speech-development-games

Подготовила учитель – логопед Говердовская Д.Ю.