arrow_back

Развиваем речевое дыхание

Речевое дыхание – это умение производить короткий вдох и продолжительный ротовой выдох. Оно является одним из компонентов произносительной стороны речи, обеспечивает длительное и звучное произношение звуков речи, а также плавность и слитность произносимых фраз.

В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребёнка распределить речевой выдох в соответствие с длиной высказывания. 

У детей, имеющих нарушения звукопроизношения, отмечается не только укороченный речевой выдох, но и неправильное направление выдоха. Например, при боковых сигматизмах свистящих и шипящих звуков воздушная струя уходит в щёки и образуется хлюпающий звук.

В логопедической практике используются разнообразные игровые дыхательные упражнения. Цель этих упражнений — научить детей делать умеренно глубокий вдох с последующим достаточно сильным и длительным, экономным выдохом. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем дети могли достаточно громко, слитно и плавно произносить слова и фразы.

Правильное дыхание – это медленное, глубокое, диафрагмальное дыхание (при котором лёгкие заполняются от самых нижних отделов до верхних), состоящее из четырёх этапов: вдох, пауза, выдох, пауза. 

Для формирования диафрагмального дыхания рекомендуются следующие упражнения.

Упражнение «Шарик». Вначале выполняется лёжа. Ребёнок кладёт ладошку на живот и делает глубокий вдох через нос. В это момент надо обратить внимание на то, что живот двигается вверх («шарик» надувается). Затем – пауза и выдох («шарик» сдулся). Когда ребёнок освоит это упражнение в положении лёжа, можно выполнять его сидя или стоя. При этом следим, что при выполнении упражнения ребёнок не наклонялся и не поднимал плечи. 

Упражнение «Замерли». Ребёнку предлагается положить правую ладошку на диафрагму, сделать глубокий вдох на счёт 3, задержать дыхание, а затем медленно выдыхать на счёт от 1 до 5.

Для развития силы и длительности выдоха следует воспользоваться такими упражнениями, как сдувание со стола комков бумаги, поддувание пушинок, кусочков ваты в воздухе, задувание свечи на расстоянии струей выдыхаемого воздуха, катание по столу карандашей, катушек. Будет полезным свистеть в свистульки, играть на губной гармошке. Детям очень нравятся игры с водой, поэтому можно делать упражнение «Буря в стакане»: наполняем водой треть стакана и предлагаем подуть в трубочку так, чтобы вода забурлила. Так же можно воспользоваться специальными дыхательными тренажерами для детей «Аэробол (парящий шарик)», «Забей гол» и другими.

Для развития способности делать плавный выдох и регулировать его силу, что является уже более сложной задачей и требует тонкого управления дыхательными движениями, можно рекомендовать такие упражнения, как поддувание плавающих в воде пластмассовых фигурок, бумажных корабликов, пускание мыльных пузырей.

Для выработки центральной струи воздуха у детей с нарушениями звукопроизношения используются упражнения:

- «Подуй в бутылочку». Ребёнок высовывает язык, кончик языка ставит на край горлышка бутылочки и, не убирая язык от бутылочки, дует так, чтобы был слышен характерный звук (бутылочка «запела»). Если нет подходящей бутылочки, можно использовать колпачок от ручки.

- «Сдуй бумажку с языка». Ребёнок высовывает язык, взрослый кладёт ему на кончик языка маленькую бумажку и просит сдуть её. Убирать язык в рот и сплёвывать бумажку нельзя, нужно именно сдуть.

При выполнении дыхательных упражнений важно помнить: 

  • Вдох делаем носом, а выдох – ртом;
  • Выдыхаем долго и медленно;
  • Не надуваем щёки и не поднимаем плечи при вдохе;
  • Упражнения проводим в игровой форме;
  • Не допускаем переутомления;
  • Хвалим ребёнка за его старание и желание заниматься.

 

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981;
  2. Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения - М., 1981;
  3. «Шпаргалка» для учителя-логопеда дошкольного образо­вательного учреждения: Справочное пособие для логопеда-практика / Автор-составитель Р.А. Кирьянова. - СПб.: КАРО, 2008.

Материал подготовила Кулиш Светлана Сергеевна, учитель-логопед ОЦДиК.