arrow_back

Развиваем мелкую моторику

Мелкая моторика – показатель развития кисти ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики).

  • С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы.
  • С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает.
  • С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в "Ладушки", помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики.
  • С 10 месяцев до 1,5 лет развивая пальчики, можно использовать следующие задания:
    (поочередно загибаем пальчики)
    Этот пальчик — в лес пошел,
    Этот пальчик — гриб нашел,
    Этот пальчик — занял место,
    Этот пальчик — ляжет тесно,
    Этот пальчик — много ел, 
    Оттого и растолстел. (перебирая пальчики, приговариваем)
    Этот пальчик — дедушка,
    Этот пальчик — бабушка,
    Этот пальчик — папенька,
    Этот пальчик — маменька, Этот пальчик — Ванечка.
    (загибаем пальчики)
  • От 1,5 лет и старше – полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику.

Гимнастика для пальцев рук (по Н.П. Бутовой)

  • Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.
  • Сложить ладони и разводить пальцы рук.
  • Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.
  • Выпрямить           ладони,       указательным           пальцем      одной          руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.
  • С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.
  • По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.
  • Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.
  • Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.
  • Быстрое      поочередное         загибание           пальцев       одной          руки указательным пальцем другой руки.
  • Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.

Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.

К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

При подготовке статьи была использована литература:
Н. А. Шевердина, Л. Л. Сушинскас «Психологический практикум. Внимание. Логика. Память. Моторика»

Материал подготовила С. Г. Якунина, педагог-психолог ОЦДиК.