arrow_back

Развитие связной речи через игры в шахматы

Вы замечали, как играют пятилетние дети? С этого возраста они способны обходиться и без партнеров, а иногда и без видимых со стороны действий. Этот переход игры «внутрь»-важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мысленному преобразованию действительности. Шахматы-одно из средств, способствующих такому переходу.

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценимая роль шахмат в формировании внутреннего плана действий-способности действовать «в уме». Подытоживая работу с детьми 6–7 лет, посещавшими «Школу радости», В. Сухомлинский писал: «В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам…Игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность. Но самое главное здесь - это развитие памяти. Наблюдая за юными шахматистами, я видел, как дети мысленно воссоздают положение, которое было, и представляют то, что будет…Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти..»

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, внимательность, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

Экспериментально подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат с 5 – 8 лет, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Положительный опыт преподавания шахмат малышам в учебных группах детских садов и спортивных секциях накоплен как у нас в стране – в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Красноярске, Волгограде, Набережных Челнах, так и за рубежом - в Венгрии, Германии, Испании, Франции и других странах.

Игра в шахматы, в большей степени способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане представлений. Игровой опыт ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить собственное поведение.

При проведении игр в шахматы необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности, мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в определенной системе, последовательности. Правильно организованная игра способствует развитию связной, диалогической речи, учит согласовывать движения со словами, учит слушать своего собеседника - участника игры.

На занятиях по обучению игре в шахматы возможно использование следующих приемов по развитию связной речи:

Наглядные:

- демонстрация иллюстраций, картин по шахматной тематике;

- просмотр мультфильмов, видеофильмов, презентаций;

Словесные:

- чтение сказок и историй о шахматах;

- речевой образец (названия фигур, ходов, считалки и тд.);

- повтор;

- вопрос (разгадывание загадок о шахматах, разгадывание правильного хода и др.);

- заучивание стихотворений и песен о шахматах;

Косвенные (во время шахматной игры либо самого занятия):

- подсказка;

- совет;

- исправление;

- реплика;

- замечание;

Игровые:

- театрализованные игры по сюжетам сказок И. Г. Сухина «Приключения в шахматной стране», инсценировка сказок «Шахматный теремок», «Шахматный колобок», «Шахматная репка»

- различные виды игр с речевым содержанием.

Например, «Сложи слово». Из букв дети складывают название шахматных фигур и терминов, разгадывают и сочиняют сами кроссворды;  

- Дидактические игры и упражнения: 

1. «Волшебный мешочек». По очереди спрятать в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и попросить малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта можно позволить и ребёнку прятать фигуры, а взрослому угадывать, какая фигура в мешочке. Иногда взрослый «не угадает», и малыш с восторгом укажет на ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

2. «Шахматный теремок». Сделать из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять.

3. «Шахматный колобок». Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед» – король, «баба» – ферзь, «заяц» – пешка, «лиса» – конь, «волк» – слон, «медведь» – ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки «лиса» колобка не съест – колобок от неё убежит.

4. «Шахматная репка». Посадим «репку» – клубок. Около него ребенок по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» – это король, «бабка» – ферзь, «внучка» – слон, «Жучка» – конь, «кошка» – ладья, «мышка» – пешка.

5. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны отгадать, о какой фигуре идет речь. Затем кто-либо из детей описывает другую фигуру, а остальным необходимо догадаться о какой фигуре идет речь.

6. «Большая и маленькая». Поставить перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросить выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом ребенок выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

7. «Запретная фигура». Перед ребёнком в один ряд поставить шахматные фигуры. По просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия «запретной» фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяться ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибаться». Если ребёнок не заметит ошибку, указать на неё.

8. «Что общего?». Взять две любые шахматные фигуры и спросить у ребенка: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).

9. «Белые и чёрные». В беспорядке поставить на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставить в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. На пример: «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета, обязательно называя её. На пример: «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляет взрослый и т. д.

10. «Куча мала». Все шахматные фигуры лежат в куче. Взрослый закрывает глаза, берёт какую-нибудь из фигур и ощупывает её. Выбранную шахматную фигуру умышленно называет неправильно. Открыть глаза и спросить у ребенка: «Так?». Малыш поправляет. Затем поменяться ролями.

11. «Школа». Перевернуть шахматную доску клетками вниз, в углубления поставить шахматные фигуры и сказать ребёнку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика?.. А этого?..»

12. «Цвет». Попросить ребенка поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяться ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставить там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить ошибку и указать на неё.

13. «Ряд». Предложить ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; тур; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом взрослого и проконтролировать выполнение задания.

14. «По росту». Попросить ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

15. «Догонялки». Выбрать одну из белых фигур, например, пешку, имитируем её бег по столу. После этого предложить ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за фигурой, которую выбрал взрослый. Пусть шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяться ролями.

16. «Прятки». Спрятать в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае есть риск остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

17. «На стуле». Поставить на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встают два игрока. Досчитать до трёх и на счет «три» игроки бегут к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её и место, на котором должна стоять эта фигура в начале партии.

18. «Убери такую же». Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Убрать одну из фигур в коробку. Попросить малыша назвать эту фигуру и положить в коробку аналогичную шахматную фигуру и т. д.

19. «Полна горница». Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложить ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить «спать» в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладывает другой ребенок. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке.

Таким образом процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждения, связной речи. Шахматы - это не только игра, доставляющая детям радость, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития.

 

Список использованной литературы:

1.Приключения в Шахматной стране. -М.: Педагогика,1991.
2. И. Г. Сухин «Волшебные фигуры или Шахматы для детей 2-5 лет».-М.:Новая школа,1994. 
3. А.Е. Александрова «Развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр» Аттестационная работа. Москва, 2015.