arrow_back

Развитие навыков безопасного поведения

Ритм современной жизни чрезвычайно динамичен, а потому риск оказаться в опасной ситуации как для взрослого, так и для ребенка заметно повышается. Задача взрослых состоит в том, чтобы подготовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой и опасными ситуациями, которые могут возникнуть дома, на улице, в транспорте. Важно научить ребенка осознанному поведению в таких ситуациях, а также сформировать у него базовые знания, способствующие сохранению его здоровья.

Для начала обсудите с ребенком следующие понятия.

  • Опасность – это ситуация, в которой человеку кто-то или что-то угрожает.
  • Безопасность – отсутствие опасности или защищенность от опасных ситуаций. Это состояние человека, в котором ему ничего не угрожает.
  • Опасная ситуация – это ситуация, в которой возникает прямая угроза жизни, здоровью человека, его имуществу или окружающей среде.
  • Безопасность жизнедеятельности – это знания и умения, благодаря которым человек адекватно и осознанно ведет себя как в чрезвычайных, так и в обыденных ситуациях, поскольку соблюдает меры предосторожности и принципы безопасного поведения. 
  • Принципы безопасного поведения – умение предвидеть опасность; умение по возможности избежать опасность; умение при необходимости действовать в опасной ситуации правильно.

Большим подспорьем в работе над развитием навыков безопасного поведения станут книги Людмилы Петрановской «Что делать, если…», которые вы можете прочитать вместе с ребёнком– они, в увлекательной форме расскажут, как поступать в сложных ситуациях, а красочные и забавные картинки помогут преодолеть страх и научиться быть готовым к непредвиденным опасностям. 

Обязательно закрепляйте теоретический материал на практике – проигрывайте с ребёнком различные варианты выхода из сложившихся ситуаций; выполняя различные задания. Например, беседу о том, почему так важно заботиться о своем здоровье можно провести так: «Руками мы берем разные предметы: карандаши, игрушки, притрагиваемся к различным предметам в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая для глаз. С немытых рук грязь попадает в рот. С ней в организм человека попадают различные бактерии. Где бактерии – там болезнь. Болезнь – этот самый главный враг здоровья. Забота о своем здоровье – самая главная задача для любого человека. Запомни, руки необходимо мыть:

  • после прогулки;
  • перед едой и после того, как покушаешь;
  • когда они испачкаются;
  • после того, как погладишь животных;
  • после посещения туалета».

А затем, предложите, например, рассмотреть тематические картинки (их можно подобрать самостоятельно), и попросите ребенка рассказать, как дети (зверята или любые другие персонажи) заботятся о своем здоровье, какие предметы личной гигиены они используют. 

Материал подготовила Якунина С. Г., педагог-психолог ОЦДиК

При подготовке статьи были использованы следующие источники: Т. Трясорукова «Эмоциональный интеллект (развитие навыков безопасного поведения)»; Л. Петрановская «Что делать, если…»