arrow_back

Развитие мелкой моторики в раннем возрасте

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский

Развитие мелкой моторики в раннем возрасте помогает заложить основу для формирования многих важных навыков. Также известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от того, насколько хорошо сформированы мелкие движения пальцев рук. Поэтому работу над развитием мелкой моторики нужно начинать как можно раньше.

Научные исследования и практический опыт логопедов и дефектологов показывают, что за последние годы у детей значительно снизился уровень развития мелкой моторики и, как следствие, увеличилось количество детей с задержкой речевого и интеллектуального развития.  Специалисты установили, что у большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы рук малоподвижны, их движения неаккуратные и нескоординированные.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой у ребенка, родители узнают только в период подготовки к школе или уже в школьном возрасте, когда ребенок во время обучения начинает отставать от сверстников, не успевает по программе. При этом нагрузка на ребенка значительно вырастает, ведь кроме усвоения новой информации, еще приходится учиться удерживать ручку в непослушных пальцах. Но таких проблем можно избежать, если вовремя выявить отставание в развитии координации движений и моторики у ребенка. При правильно спланированной коррекционной работе можно поправить ситуацию еще в дошкольном возрасте.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Специалисты из российского Научно-исследовательского детского ортопедического института им. Г. И. Турнера (Санкт-Петербург, г. Пушкин) рекомендуют начинать работу по развитию моторики рук малыша уже с двухмесячного возраста, выполняя под классическую музыку или звуки маминой колыбельной следующие упражнения:

- слегка потягивать каждый пальчик малыша (движения должны быть очень легкими и нежными);
- выполнять круговые движения каждым пальчиком отдельно, сначала в одну, а затем в другую сторону;
- описывать своим пальцем круг по ладошке малыша;
- нежно хлопать ладошкой о ладошку.

Для развития ощущений и восприятия малышей, являющихся основой познавательной деятельности, очень важно использовать разные техники двигательной стимуляции. Ребенку в возрасте до трех месяцев укладывайте в ладони маленькие шарики диаметром 3-4 см. Дайте ребенку возможность совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Обычно внимание малыша привлекают предметы разной формы и величины. Для обследования подбирайте предметы, которые малышу будет удобно ухватить ручкой. Ребенку будет интересно почувствовать фактуру разных поверхностей: ткани, дерева, пластмассы и т.д. 

В 5–6 месяцев «причесывайте» головку малыша его же руками, поочередно приподнимая руки и плавно двигая ладошками вдоль головы по волосам спереди назад. При выполнении этого упражнения работают мышцы плечевого пояса, ладошек, пальцев. Учите ребенка показывать, как капает дождик, стуча пальчиками по жесткой поверхности, делать из ладошек «чашечку» и угощать кого-то, «открывать ключиком» замочек, складывать руки в замок и в щепотку. В этом же возрасте следует начинать массаж кистей рук. Нужно поочередно легко массировать каждую фалангу каждого пальца, словно разминая их. 

В 6–7 месяцев добавьте к ранее выполняемым упражнениям прокатывание круговыми движениями грецкого ореха, игольчатого мячика по ладоням малыша в течение 1-2 минут. В этом возрасте малышу следует предлагать для манипуляций предметы, с которыми можно действовать обеими руками: открывать, закрывать, вкладывать один в другой.

В 8–10 месяцев давайте малышу листать детские книги с жесткими страницами, мять руками бумажные салфетки, листы бумаги, носовые платки, поролоновые шарики, губки. Развитию тонких движений пальчиков будут способствовать нанизанные на тонкую ленту или шнурок большие пуговицы, косточки от старых счетов, кольца от пирамидки, деревянные бусинки, когда малыш будет их перебирать или передвигать вдоль ленты или шнурка пальчиками. 

В 10–12 месяцев предлагайте ребенку разбирать и собирать пирамидку без учета размера колец, надевать сушки на стержень вместо колец. В этом возрасте начинайте учить ребенка держать ложку, чашку, карандаш.

Одним из любимых занятий детей раннего возраста является рисование. Детей следует учить рисовать широкой кистью толщиной в палец, восковыми карандашами, цветным мелом. Эффективно стимулирует развитие мелкой моторики и лепка. Предлагайте детям для лепки глину, соленое тесто, специальную массу для моделирования, которая не только имеет мягкую, пластическую консистенцию, но и безопасна для малыша в случае, если он решит попробовать ее на вкус.

Таким образом, систематические упражнения для развития мелких движений пальцев рук влияют и на развитие мышления, внимания, памяти ребенка. То, что малышу удалось сделать с помощью собственных пальчиков, является для него большим достижением, доставляющим удовольствие и радость.

Список использованных источников

  1. https://www.defectologiya.pro/zhurnal/igrovyie_priemyi_razvitiya_motoriki_u_detej/ 
  2. https://solnet.ee/parents/log_01

Материал подготовила учитель-логопед ОЦДиК Логеева Е. А.