arrow_back

Развитие эмоциональной устойчивости у ребенка как способ профилактики отклоняющегося поведения

Педагог-психолог Центра диагностики и консультирования детей и подростков – Безручкина Ольга Васильевна.

Эмоциональная устойчивость – устойчивость эмоций, эмоциональная стабильность, отсутствие склонности к частой смене интенсивных негативных эмоций. 

Эмоциональная устойчивость — надежное выполнение сложной задачи. Эмоциональная устойчивость- оптимальное сочетание эмоциональных, интеллектуальных, мотивационных, волевых, психофизических и других особенностей.

Способность сдерживать, не проявлять внешне эмоции, сохранять спокойствие и спокойно реагировать на неблагоприятные обстоятельства. 

Эмоциональная устойчивость определяется не только типом темперамента человека, но и уровнем его культуры, умением выстраивать жизненные приоритеты и регулировать свое психофизическое состояние.

Эмоциональная лабильность –противоположное качество. Неустойчивость эмоциональных состояний, быстрая смена одних эмоциональных состояний другими, является одним из признаков  нарушений деятельности центральной нервной системы и психики человека в целом.

Если человек не обладает эмоциональной устойчивостью, это может привести к различным проблемам. Неумение делиться своими переживаниями, неумение определить собственные чувства, эмоции,  приводит к возникновению различных трудностей в поведении у детей.   

          Подростковый возраст представляет собой период, когда влияние эмоций на духовную жизнь наиболее очевидно. Ситуация взросления подростка особенна и в этот период происходит расширение жизненного пространства ребенка, в смысле расширения социального окружения. Подросток не хочет больше принадлежать сообществу детей и в то же время знает, что он еще не взрослый. Характерными чертами поведения такой личности являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.

Это может привести к возникновению  эмоциональных проблем у детей, которые проявляются в форме реакций агрессии, тревоги, страха, депрессии. И как, следствие , это могут быть к различные виды отклоняющегося поведения.

Слово «девиантное» пришло в наш язык из английского, в котором существительное «deviation» означает «отклонение». Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение, противоречащее общепринятым правилам или социальным нормам. Это могут быть проявления у субъекта алкоголизма, наркомании, суицидальных наклонностей, склонности к насилию, потребности в совершении хулиганских действий. Все это – особенности девиантного поведения детей или подростков, начиная с возраста 12-13 лет.

Девиантное поведение детей принято делить на три типа:

-деструктивное (человек причиняет вред самому себе, например, когда имеет суицидальные наклонности);

-асоциальное (от поведения человека страдает не только он сам, но и другие члены общества, например, алкоголизм);

-противоправное (поведение по отношению к другим, прямо запрещенное законом, например, грабеж или изнасилование). Предпосылки к девиантному поведению начинают развиваться в глубоком детстве, а своего пика достигают в подростковом возрасте.

Почему же так происходит и существует ли определенная группа риска детей, у которых может развиваться девиантное поведение? Причин, приводящих к девиантному поведению, существует множество.

Биологические причины. В этом случае социальной адаптации ребенка могут препятствовать различные анатомические и физиологические особенности его организма: дефекты зрения или слуха, внешняя непривлекательность, изменения во внешности, вызванные травмой и другими причинами. Дети или подростки, непохожие на своих сверстников, вызывают со стороны последних негативное отношение, а в качестве ответной реакции начинают проявлять девиантное поведение.

Психологические причины. К ним относятся нервно-психические заболевания или пограничные расстройства, которыми может страдать ребенок (диспропорции в уровне и темпах развития личности, резкие колебания настроения, упрямство, чрезмерная самоуверенность и категоричность, сочетающаяся с чувствительностью и неуверенностью в своих силах).

Социальные причины. Это дефекты и просчеты в семейном, дошкольном, школьном и общественном воспитании ребёнка, экономическое положение семей, в которых воспитываются дети, морально-психологический климат в семье.В большинстве случаев   девиантное поведение у детей может формироваться в период взросления и перехода от детского к подростковому возрасту. При переходе к «взрослой жизни» происходит бурная перестройка психики ребенка. Меняются и перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие, мир чувств и эмоций. У человека появляются новые черты характера, формируется его темперамент. В этот важный период может окончательно сформироваться девиантное поведение. Оно возникает не по причине генетической предрасположенности, а в следствие неудачной социализации личности. На это также может повлиять социальное окружение вашего ребенка (так называемое «влияние улицы», «дворовые университеты»).

Основными формами проявления девиантного поведения у детей являются: курение табака, употребление алкогольных напитков, подростковая наркомания, нецензурная брань, немотивированные проявления агрессии, склонность к бродяжничеству и уходам из дома, склонность к воровству, суицидальное поведение, сексуальная расторможенность.

 

Рекомендации родителям ребенка по развитию эмоциональной устойчивости у ребенка.

 

Начинать профилактику нужно с самого рождения, с детства объяснять малышу, что такое хорошо и что такое плохо. Ребенок в первую очередь ищет понимание и поддержку у родителей, в отношениях с подростком обязательно присутствие доверия. При этом не должно быть ощущения того что вы вторгаетесь в его дела, он добровольно должен впускать вас в свою личную жизнь. На примере различных жизненных ситуаций вы должны объяснять ему, что о  возникающих проблемах  нужно говорить,   нужно находить способы их решения, а не бежать от них.

Необходимо так же развивать эмоциональный интеллект у ребенка, с младшего возраста.

Для этого важно живое общение с ребенком,  развитие привычки делиться своими чувствами, нужен язык, нужно средство для выражения своих эмоций.

Несмотря на то, что в нашем языке названий эмоциональных состояний очень много, десятки, если не сотни, и взрослым, и детям иногда не хватает слов для более точной передачи оттенков эмоций.

Родителям необходимо   учить ребенка распознавать эмоции в другом человеке. 

Как распознавать? По мимике, по голосу, по жестам, по поведению. После того, как ребенок научится распознавать чужие эмоции, он сможет сочувствовать другому человеку и оказывать ему эмоциональную помощь. Это качество является основой  для добрых взаимоотношений с людьми.

«Используйте «я-сообщения» – высказывания, в которых вы говорите о своих чувствах, сообщаете о себе и своем переживании. Если ребенок своим поведением вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом, но при этом сделайте акцент на собственных чувствах, это позволит выразить негативные переживания в необидной для него форме. Такое общение улучшает контакт между родителем и подростком, дети начинают учитывать   желания и переживания взрослых.

Важно уметь активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Для душевного комфорта ребенка и для его эмоционального развития такое буквальное сочувствие необходимо. 

Родители сами понимают это, как только начинают спокойно и доброжелательно «озвучивать» чувства ребенка. В ответе полезно повторить то, что вы поняли из слов ребенка, а потом обозначить его чувство.

 Когда дети чувствуют готовность взрослого слушать и понимать их, они продолжают рассказывать о случившемся. Активное слушание близких людей помогает ребенку самому понять, что он чувствует, назвать собственные эмоции и постепенно с ними справиться. В любые семейные дела, так же очень полезно вовлекать близких, дедушек и бабушек. Всегда возникают эмоциональные ситуации и возможность поговорить о чувствах.

Помимо этого, доброжелательный микроклимат в семье, позитивное отношение к ребёнку будет создавать   положительный фон для поддержания его самочувствия, положительных эмоций.

Необходимо развивать у ребенка навыки общения, умения выстраивать устойчивые межличностные отношения.

Помимо родителей профилактическую работу следует проводить в детских садах и школах. Воспитателям, учителям и школьным психологам следует следить за тем, какой климат в их классе или группе. Важно организовывать различные мероприятия, походы, концерты, всевозможные психологические тренинги. Таким образом, чтобы проводимые мероприятия были интересны подросткам.

Если помочь девиантному ребенку своими силами не удается, следует обратиться к врачам-неврологам или психиатрам. Они имеют опыт по коррекции девиантного поведения детей с применением различных методов, а в некоторых случаях и нужных лекарственных средств.

Крайне важно, чтобы ребенок никогда не чувствовал себя одиноко, у него должна быть уверенность в себе и близких, которые ему помогут в любой сложной жизненной ситуации. 

Любите своих детей, умейте слушать, а самое главное – услышьте их!!!