Растим «говоруна» с пелёнок или как развивать речь ребёнка от рождения до года
Материал подготовила Кулиш Светлана Сергеевна, учитель-логопед ОЦДиК.
Для гармоничного и всестороннего развития ребёнка не стоит упускать из внимания и его речевое развитие. Только в общении со взрослым перед ребёнком встаёт особая задача – понять обращённую к нему речь и произнести ответ. Поэтому родителям следует начинать разговаривать с ребёнком с самого рождения.
0-2 месяца
К концу первого месяца жизни ребёнок реагирует на голос, перестаёт плакать, когда с ним говорят, его успокаивает колыбельная песня.
К концу второго месяца жизни ребёнок поворачивает голову к источнику голоса, прислушивается к речи, с интересом смотрит на лицо говорящего, улыбается в ответ на улыбку.
В этот период малыш взаимодействует с мамой с помощью крика – даёт знать о том, что он голоден или испытывает дискомфорт.
Рекомендации родителям:
Очень важно наладить эмоциональный контакт с малышом – находитесь рядом с ним в периоды его бодрствования, дайте ему возможность рассматривать ваше лицо, научиться узнавать ваш голос. Возьмите в привычку разговаривать с ребёнком, проговаривать все происходящие ситуации во время купания, массажа, переодевания, прогулки. Рассказывайте малышу простые детские стишки, пойте колыбельные песенки. Ваша речь при этом должна быть разборчивой, неторопливой, с ласковой интонацией. Не молчите! Отбросьте мысли о том, что малыш вас не понимает. Ведь, чем больше вы с ним разговариваете, тем быстрее он научится вас понимать!
2-5 месяцев
К концу третьего месяца малыш уже активно реагирует на человеческий голос, прислушивается, не видя источника голоса. В ответ на обращённую к нему речь проявляет радость улыбкой, оживлёнными движениями ножек, звуками (комплекс оживления). С трёх месяцев начинает реагировать на своё имя.
В это же время появляется начальное гуление (гуканье) – это короткие тихие вскрики, по характеру напоминающие сочетание гласных А, Ы, У, Э и согласного звука Г. Гуление отражает положительное эмоциональное состояние, когда малыш сыт и доволен, или рассматривает интересную игрушку.
Рекомендации родителям:
Побуждайте малыша к речевой активности – вступайте с ним в шутливый «диалог», повторяйте те звуки, что он произносит – детям это очень нравится и они начинать гулить с ещё большим воодушевлением. Продолжайте разговаривать с ребёнком, озвучивать все его действия, ведь в этом возрасте ребёнок овладевает новыми умениями: переворачивается на животик и обратно, пытается ползти, умеет брать игрушку. Давая ему игрушки, называйте их, говорите какого они цвета, какой звук издают (звенят, шуршат, пищат). Повторяйте одну и ту же информацию изо дня в день и у ребёнка начнёт постепенно накапливаться словарный запас. Продолжайте рассказывать ребёнку стишки и потешки, пойте песенки.
5-8 месяцев
В этот период гуление сменяется лепетом. Постепенно исчезают цепочки гласных звуков, появляются новые согласные и образуются отдельные слоги (па, ба, ма), переходящих позднее в слоговые цепочки (па-па-па, ба-ба-ба, ма-ма-ма). В процессе лепета происходит тренировка органов артикуляции ребенка, подготовка к дальнейшему овладению речью.
В возрасте 6 месяцев малыш узнаёт и различает голоса близких. Активно реагирует на свое имя. Начинает понимать короткие фразы, особенно если они сопровождаются действиями окружающих. На вопрос «Где?» находит названный предмет. К 8 месяцам начинает понимать ситуативную речь (показывает предметы по просьбе взрослого, делает «ладушки» и «пока-пока»).
Рекомендации:
Продолжайте разговаривать с малышом, проговаривать его и свои действия, для того чтобы ребёнок научился понимать не только значение существительных, но и глаголов.
Продолжайте давать характеристику окружающим предметам – размер, цвет.
Выполняйте с ребёнком упражнения, сочетающие стишки с несложными движениями («Ладушки»), выполнение движений по просьбе взрослого («Пока-пока!»).
Рассматривайте картинки, иллюстрированные книжки, называйте предметы, изображенные на картинках. После неоднократных повторений просите ребёнка, чтобы он показал вам заданный предмет на картинке.
Выполняйте простые артикуляционные упражнения: широко откройте рот, широко улыбнитесь, вытяните губы трубочкой, покажите и спрячьте язык. Дети обожают рассматривать лицо взрослого и с удовольствием подражают его мимике.
Продолжайте поддерживать беседу с ребёнком, повторяйте те слоги, что он произносит и добавляйте новые слоги, добиваясь их повторения малышом.
Обратитесь к фольклору, используйте для чтения ребёнку потешки и стишки, содержащие слоговые ряды: «Ду-ду-ду, ду-ду-ду, сидит ворон на дубу…».
На этом этапе, при общении с малышом, используйте звукоподражания для обозначения предметов: машина – би-би, собака – ав-ав, корова – му, гусь – га-га, кошка – мяу, и просите ребёнка повторить их.
8-12 месяцев
В этом возрасте звуки лепета начинают напоминать звуки родного языка, родители смешивают их с развитием собственной речи ребенка. Ребёнок начинает подражать фразовой речи на эмоциональном уровне – выстраивает целые конструкции из слоговых рядов, по своей мелодике напоминающие фразу, придаёт им интонационную окраску – «говорит на своём языке». К концу первого года жизни у ребёнка накапливается 10-12 слов. Как правило, это слова, обозначающие близких людей, окружающие предметы, много лепетных слов и звукоподражаний.
К 9 месяцам ребёнок усваивает значения 8-10 слов, которые связаны с конкретной ситуацией (дай, ешь, пей, на). Способен выполнить движения по инструкции. В 10-11 месяцев ребенок воспринимает целую фразу и дает на неё ответную реакцию. Начинает понимать речь, обращённую к другим. В 1 год ребёнок ходит и выполняет инструкции взрослого в действии. Активно интересуется окружающим, использует указательный жест.
Рекомендации:
Продолжайте активно общаться с малышом дома и на прогулках, знакомьте его с окружающим миром, рассказывайте ему обо всем что он видит, озвучивайте действия (машина едет, собака бежит, птица летит).
Читайте ему книги, рассматривайте иллюстрации в них, рассматривайте предметные картинки, учите названия частей тела, и просите ребёнка не только показать заданный предмет, но и попытаться назвать его.
Общаясь с ребёнком, не коверкайте слова, не «сюсюкайте», говорите неторопливо и разборчиво – очень важно дать ребёнку образец правильной речи.
Разговаривая с ребёнком, используйте слова и фразы, доступные для его понимания.
Давайте малышу несложные поручения – возьми мячик, дай маме мячик, подними красный кубик.
Продолжайте выполнять упражнения, сочетающие речь с движениями.
Если малышу нравится танцевать, можно попробовать выполнять движения под музыку.
Выполняйте артикуляционные упражнения. Если малыш хорошо справляется с простыми упражнениями, можно постепенно усложнять.
В этом возрасте нужно заниматься не только развитием понимания речи, но и как можно чаще побуждать ребёнка к устному ответу (не только покажи, но и назови – кто это? Что это? Кто что делает? Какого цвета этот мячик? Какую игрушку тебе дать?), создавать ситуации, стимулирующие речевую активность.
Список использованной литературы:
- Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребёнка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка - М.: Просвещение, 1987;
- Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / Под ред. М.И. Лисиной - М.: Педагогика, 1985;
- Теория речевой деятельности: Хрестоматия / Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, Т.А. Титова; РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000;
- Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней – М., «Медицина», 1986;
- Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 1999.