arrow_back

Психология детей с СДВГ

СДВГ – это поведенческое расстройство у детей, для которого свойственно три основных симптома: нарушение внимания; неструктурированная повышенная активность (гиперактивность); импульсивность.

Эти симптомы могут проявляться с разной выраженностью и силой, и возникающие у детей трудности тоже будут отличаться. 

Диагноз СДВГ ставят неврологи. Считается, что наиболее ярко он проявляется в возрасте 3, 7 и 9 лет.

Дети с СДВГ легко знакомятся с детьми и любят с ними играть, но часто могут не замечать, что обидели кого-то своими действиями. В школе они часто исполняют роль «классных шутов», срывая уроки шутками и кривляньями. Зачем они себя так ведут, ведь подобное безобидное баловство может стать причиной серьезных последствий в будущем? 

Чаще всего, цель их вызывающего поведения    - это привлечение внимания, чтобы скрыть внутренние переживания и снизить уровень тревожности. Привлекая к себе внимание, дети с СДВГ делают это вовсе не для того, чтобы осложнить вам жизнь. Этот «шутовской» фарс - просто фасад, созданный, чтобы отвлекать внимание людей от настоящих проблем, которые создает СДВГ. Поэтому, когда они играют роль «классных шутов», они используют свою сильную сторону (дети с СДВГ часто отличаются хорошим чувством юмора, и это притягивает к ним людей), чтобы скрыть свои слабости. Это копинговая стратегия, которая становится настоящей броней для ребенка. Например, ребенок отвлекся на уроке, а когда учитель задал ему вопрос, он намеренно дает шуточные ответы. Возможно, ваш ребенок боится, что дети будут смеяться, когда вскроется, что он не может ответить на вопрос учителя, может он переживает, что его станут считать глупым или неадекватным, если он скажет что-то невпопад. Поэтому, своим поведением он пытается скрыть тревожность и избежать осуждения.  Ведь когда ты смешишь, над тобой никто не смеется – смеются вместе с тобой, и ты чувствуешь, что контролируешь ситуацию. 

Но позитивная реакция других людей провоцирует плохое поведение. Например, если ребенок качался на стуле и упал, он может попытаться спасти ситуацию, вскочив и заявив, что сделал это специально. Это всех рассмешит. Таким образом, он использовал свои сильные стороны, чтобы превратить неловкую ситуацию в шутку. Однако, получив позитивную реакцию от одноклассников, он может попытаться повторять подобные ситуации.

Важно учить ребенка   с СДВГ понимать свое поведение и изменять его. Вот некоторые способы, как это сделать:

  • Отметьте для себя, какие ситуации провоцируют подобное поведение у вашего ребенка?

    Учтите, что дети с СДВГ жаждут внимания окружающих в моменты, когда они чувствуют неуверенность или им сложно сдерживать эмоции. Зная, когда ребенок может начать кривляться, вы сможете понять, в чем он испытывает трудности. Это также поможет вам найти способы предотвратить подобное поведение.
  • Шутить и заставлять других смеяться — не плохо. Но важно установить границы.

    На самом деле, для многих детей с СДВГ это может стать их сильной чертой. Пусть ребенок знает, что вы гордитесь его талантами, но он должен проявлять их, когда это приемлемо. Например, можно сказать ему так: «У тебя хорошее чувство юмора. Мне нравятся твои шутки. Но когда ты шутишь в классе, ты можешь сорвать урок. В следующий раз, когда тебе в голову придет смешная шутка, запиши ее, чтобы не забыть, и расскажи ее друзьям на перемене. Или можешь рассказать мне, когда вернешься домой».
  • Дети, которые ведут себя вызывающе, часто делают это, чтобы скрыть свои проблемы.

    Разберитесь, что является причиной – скорее всего ваш ребенок отстает в классе. 

    Помогите ему, поговорите с учителем, возможно, о дополнительных занятиях. Убедитесь, что учитель понимает, что у вашего ребенка СДВГ, и что он понимает причину подобного поведения. В некоторых случаях можно договориться с учителем и попробовать «работать на опережение» - готовиться к урокам заранее.
  • Запишите ребенка в спортивные секции, кружки, на дополнительные занятия, где он может проявить себя.

    Таким образом, вы поможете ему перенаправить излишнюю энергию и стать увереннее. Например, «Театральный кружок» может очень хорошо пойти на пользу вашему ребенку, жаждущему внимания.

Когда дети с СДВГ ведут себя вызывающе, окружающим может быть сложно увидеть, что скрывается за шумным и импульсивным поведением. Научив своего ребенка здоровым методам того, как справляться со своими эмоциями, вы научите его думать, прежде чем действовать. Это укрепит его уверенность в себе и способность отвечать за свои поступки.

При подготовке статьи была использована литература:

  • Е. Мурашова «Дети-тюфяки и дети – катастрофы»;, Росс В. Грин «Взрывной ребенок»

Материал подготовила Светлана Якунина, педагог-психолог областного центра диагностики и консультирования