arrow_back

Проблемы ребенка-билингва

Часто родители не знают на каком языке общаться с ребенком при условии, что мама говорит на русском, а папа - на другом языке. Как маленький ребенок решает, кто на каком языке говорит в его окружении? Вот, примеры:

  • Он решает, что все женщины говорят так, как мама, а все мужчины — так, как папа;
  • Все предметы, которые использует мама, называются на ее языке, а все предметы, которые использует папа — на его языке.
  • Все друзья мамы говорят на ее языке, все друзья папы — на его языке.

Эти выводы действуют короткое время, они не определяют жизнь человека навсегда. Ребёнок способен на высоком уровне освоить параллельно два языка, если для этого созданы подходящие условия. Но многие родители, поставив цель сохранить у ребёнка русский язык вне среды, сталкиваются с рядом проблем и сложностей:

  • у ребёнка растёт пассивный словарный запас - т.е. ребёнок всё понимает, что ему говорят на русском языке, но сам говорить не может;
  • ребёнок не хочет или отказывается разговаривать на русском;
  • у ребёнка нет повода говорить по-русски, так как всё его окружение говорит на другом языке.

А также маленький ребёнок-билингв, даже при желании заговорить на русском, может столкнуться со сложностями, из-за которых другие русскоговорящими дети или взрослые его не поймут. Например:

  • Будет путать лексическое значение и искажать слова: переставлять слоги, пропускать буквы, добавлять лишние буквы и слоги.
  • Из-за незнания многих предметов использовать близкие по значению слова.
  • С трудом подберёт обобщающие слова и слова с противоположным значением.

Всё это может привести к тому, что у ребёнка пропадёт любое желание и мотивация изучать русский язык и говорить на нём. Ребёнок окажется в ситуации, когда он, вроде бы знает русский язык, но устная речь у него развита слабо и использовать язык для повседневного общения он не может.

Основные ошибки родителей

Несмотря на все старания родителей, ребенок по-прежнему разговаривает только на одном языке, упорно не желая употреблять в своей речи другой. Это может быть следствием ошибок, которые родители допускают при воспитании детей-билингв.

  1. Родители подшучивают над ребенком, когда он допускает ошибки в произношении тех или иных слов.
  2. Родители общаются с ребенком только на одном языке, практически не используя второй.
  3. Родители уделяют малышу, его воспитанию и обучению слишком мало времени, не обращают внимания ребенка на то, что в семье принято говорить на двух языках, на отличия одного языка от другого.
  4. Родители и ребенок очень мало общаются

Материал взят с сайта https://kidskey.org/blog/speech-development-games

Подготовила учитель – логопед Говердовская Д.Ю.