Про злость
Заметила, что окружающие странно реагируют, когда я говорю им, что чувствую злость. Похоже, для многих людей злость и агрессия - одно и то же.
Это не так.
Злость – это чувство, а агрессия – это действие.
Чувство злости возникает во внутреннем мире человека. И часто это чувство бывает сигналом того, что нарушены границы человека или что не удовлетворяются его желания, потребности. Люди по-разному переживают это чувство. Кто-то молчит, скрывает, терпит. Кто-то выражает злость в виде слов или движений. И если это все остается в пределах пространства одного человека, то это точно злость, хотя она и может возникать рядом с кем-то и в отношениях с другим человеком. Как можно выразить чувство злости другому человеку? Например, такими фразами: «Я сейчас чувствую злость!» или «Когда ты так поступаешь, я начинаю сердиться». В этих фразах говорящий человек указывает, что есть какой-то факт, и есть его собственное чувство злости.
Агрессия – это действие, которое может начаться как следствие возникшего чувства злости. Например, если накричать на кого-то или ударить – это агрессия. Защитить себя или близких от чужой агрессии – это тоже агрессия. И на самом деле у человека всегда есть выбор как выражать свою злость: через действие, т.е. агрессию, или иначе (не выражать, сказать о своем чувстве вслух, физически отреагировать – побить подушку, покричать в лесу, использовать энергию злости для достижения своей цели и т.д.).
В любом случае агрессия – это выбор, даже если человек это не осознает. Например, маленькие дети этого не осознают. Пока они маленькие для них чувство злости и агрессия представляются одним и тем же. Поэтому задача взрослого учить ребенка разделять эти два явления. Помогать ребенку узнавать и называть свое чувство злости, учить его подходящим способам ее выражения. «Начиная от простого топтания сделает, до реальной физической защиты, когда без этого не обойтись». При этом также важно показывать ребенку, что у каждого его выбора, как выразить злость, есть последствия. И помочь ребенку выработать собственные критерии такого выбора.
Иногда родители учат своих детей: «А ты сдачу дай!», но при этом забывают научить детей определять, когда это уместно (если на тебя нападают, то нужно защититься), а когда это неуместно и даже вредно (одноклассник не так посмотрел, а я ему отомщу, хоть и прошло уже несколько дней).
И еще: ни злость, ни агрессия сами по себе не плохи и не хороши. Это эмоция и действия. Оценку им даем мы, люди. Поэтому не торопитесь осуждать себя или ребенка за то, что чувствуете злость. Прислушайтесь, о чем она вам говорит.
А как вы справляетесь со своим чувством злости? Как выражаете свою злость?
В статье использованы материалы А.Датешидзе
Елена Болдырева, педагог-психолог ОЦДиК