arrow_back

ПРИСПОСОБЛЕННЫЙ К ЖИЗНИ РЕБЁНОК: что это и как развивать

Одна из важных компетенций, которая формируется на этапе взросления ребенка – умение быть приспособленным (адаптированным) к жизни.

Что значит приспособленный к жизни? Такой ребенок научается: 

  • переносить стресс (чтобы мелкие сложности не выбивали ребенка из колеи); 
  • воспринимать проблемы как временное препятствие на пути;
  • воспринимать отказ как естественную часть процесса взаимодействия с другими людьми.

К этому родители могут подготовить своих детей. Не через специальные упражнения, а через ежедневное общение с фокусировкой на развитии его приспособленности к жизни. Это можно делать разными способами: 

  1. Давать ребенку возможность справляться самому с посильными для него трудностями. Это не только придаст ему уверенности в своих силах, но и научит помогать другим (потому что он будет чувствовать в себе силы справляться с ситуацией). 
  2. Помогать ребенку воспринимать отказ не как катастрофу, а как часть жизненного опыта. «Справляться со словом «нет» — очень важный навык.  Отказ поможет ребёнку усвоить хороший жизненный урок: неудача — это не конец. И у него достаточно сил, чтобы справиться с провалом, а после провала всегда есть выбор: опустить руки или продолжать действовать».
  3. Помогать ребенку видеть жизнь реально (учитывая возраст). 
    «Нужно объяснить ребёнку, что жизнь несправедлива, что мир таков какой он есть, но у него достаточно сил, чтобы принять это. Родительские попытки всё исправить укрепляют в детях мысли, что с ними обошлись неправильно, что они жертвы. А если такое будет повторяться снова и снова, может развиться выученная беспомощность». 
  4. Помогайте эмоционально и давайте необходимые навыки
    Например, часто взрослые на ссоры или обиды ребенка со сверстниками реагируют: «Сами разбирайтесь». И здесь важно понимать, что ребенок может не разобраться, потому что у него нет необходимых навыков. Поэтому хорошо бы поинтересоваться, а в чем трудность ребенка в той или иной ситуации. И помочь ему этот навык развить.  
  5. Объясняйте, как выражать эмоции «Когда дети не могут сказать о своих чувствах, они обычно вымещают их на других. В результате они вырастают в людей, которые не знают, что делать со злостью или грустью. Помогите детям ощущать себя комфортно, когда они вслух говорят о своих эмоциях. Это научит их думать о том, что вызвало у них неприятные чувства, и легче переносить их». Другими словами, если ребёнок может сказать: «Я злюсь», — он с меньшей вероятностью пнёт вас в голень, чтобы показать это.
  6. Учите успокаиваться без посторонней помощи (это умение не отменяет родительскую поддержку. Но как быть, когда родителя нет рядом?)
    Например, создайте «набор для успокоения» из раскраски и пластилина и напоминайте о нём ребёнку, когда он расстроен. Это привьёт мысль, что мы сами ответственны за свои чувства и сами можем успокоить себя. И постепенно укрепит способность справляться с трудными ситуациями.
  7. Признавайте собственные ошибки. И исправляйте их
    Ошибки родителей — это возможность показать ребёнку, что мы все допускаем промахи. Любой человек может разозлиться и накричать на кого-то или забыть о важном деле. Родители должны на своём примере показать, как признавать ошибки и исправлять их. Это даст ребёнку понимание, что всё может стать лучше, если честно сказать о своём промахе и попытаться поправить сделанное.

Пожелание взрослому: соблюдайте баланс, покажите, что вы понимаете ребёнка и симпатизируете ему, но сумейте вовремя отступить и дать ему возможность самому справиться с проблемой.

В заметке использованы материалы с сайта https://vk.com/typicalneuropsychologist (автор оригинальной публикации Е. Евстафьева).

Материал подготовила Е.А. Болдырева, педагог-психолог ОЦДиК.