arrow_back

Причины низкой успеваемости школьника, или о чем говорят плохие оценки?

Каждый родитель хочет для ребенка самого лучшего. Хочется, чтобы он мог использовать все возможности, чтобы он смог реализоваться в жизни, достигнуть каких-то успехов, стал востребованным. А пока он учится в школе, оценки – это тот инструмент, с помощью которого легче всего понять, насколько он близок к успеху. Безусловно, проблемы с успеваемостью вызывают много опасений и тревог. Чаще всего родители переживают о том, что будет, если сейчас он не научится учиться, применять полученные знания, вкладывать силы в свое будущее, упустит огромный объем информации и не сможет потом наверстать?

Предлагаю взглянуть на ситуацию с оценками немного с другой стороны. Раз это оценка, значит она не только дает информацию об уровне знаний, но и говорит о том, что что-то происходит с ребенком, информирует о его состоянии.

Итак, о чем же тогда нам говорят двойки и тройки (а иногда и четверки)?

1. Нагрузка не соответствует способностям. 

Тут может быть две крайности. При первой ребенку сложно успевать, его память, внимание и уровень развития мышления может не дотягивать до требований программы обучения. При втором, напротив, школьнику не интересно учиться, потому что задания слишком простые и не увлекают его. Особенно, если при этом наблюдается даже небольшие признаки дефицита внимания.

Что же делать?

провести психологическую диагностику, где будут найдены сильные и слабые стороны ребенка, скорректировать программу обучения, обсудить способности ребенка с учителем и научить ребенка эффективно использовать свои сильные стороны.

2. Все силы уходят на какие-либо другие сложности, проблемы. 

Сложности и проблемы могут быть самые разные: конфликты в классе, недопонимание с учителем, сложная обстановка в семье, проживание возрастного кризиса (например, подросткового), проблемы со здоровьем.

Если вы видите, что, помимо оценок, есть какая-то трудность, с которой ребенку сложно, о которой он переживает, не стоит направлять все силы сразу на повышение успеваемости. Оценки в таком случае - только симптом более серьезной глубокой проблемы. Нужно сначала помочь школьнику решить ее, и только потом переходить к учебным вопросам (хотя чаще всего происходит так, что после решения основной проблемы, успеваемость возрастает самостоятельно).

3. Нарушена самооценка.

Частая причина отсутствия старания у ребенка – неуверенность в себе. Представьте, что страшнее: ничего не делать и провалиться, или вложить все силы и все равно провалиться? Когда накопилось уже много неудач и совсем не осталось веры в свои силы, ребенок, конечно, выберет второе.

Как же можно его поддержать?

- вспомнить его достижения и победы. Можно сделать специальный альбом или сундук достижений и стараться заполнять ее даже самыми небольшими победами.
- обсудить ожидания и желания. Бывает так: ребенку кажется, что родители ждут от него невероятных высот, а сил на это он не чувствует. Тогда полезно подумать родителю о том, что же на самом деле вы ждете от ребенка? Может быть ваши ожидания необоснованно завышены и стоит несколько снизить планку, чтобы, достигнув ее, он был готов к достижению более высоких результатов?

Старайтесь быть более объективными по отношению к ребенку в своих взглядах, не навязывайте ему свои нереализованные мечты или потаенные страхи. Если чувствуете, что не справляетесь самостоятельно, приходите на консультацию, где вам всегда сможет помочь педагог-психолог разобраться в сложившейся ситуации. Вместе мы разберемся и поможем вам и вашему ребенку.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович