arrow_back

Практические рекомендации о том, как настроить школьника - на учебу, а себя, родителя, - на эффективную поддержку ребенка

Однажды наступает день, когда родители сталкиваются со словами ребенка: «Я не хочу в школу». Часто за нежеланием идти ребенка в школу стоит не одна причина. Это могут быть трудности в общении с одноклассниками, отсутствие друзей в школе. А может быть завышенные ожидания родителей. Например, ребенку не очень дается учеба, а родители ждут от него только отличных результатов. Если ребенок получил 4, а не пять, не стоит задавать вопрос: а чего не пять? Это больно ранит. Можете поинтересоваться: было сложно или не очень, а что вызвало затруднения. Ведь на самом деле в школе важно не то, что ребенок получил, а что понял, и заинтересован ли в том, чтобы понять то, что изначально вызвало затруднение.

Сейчас очень в моде ориентация на успех и результат. И если ты не лучший, если ты не достиг успеха, то ты за бортом. В погоне за такой «модой» сильно обесцениваются усилия ребенка, обесценивается его вклад в учебу, тот вклад, который ему посилен, те способности, которые у него развиты, но не влияют на оценку по математике. Остерегайтесь обесценивания. Оно убивает желание ребенка учиться.

От каких фраз лучше отказаться:
- учись, а то так и будешь дворником работать
- неужели так трудно выучить! Вон у соседки и дочка и сынок как учатся, не то что ты!

Какие принципы в общении стоит соблюдать, чтобы школа не превращалась в единственную сферу жизни всей семьи:

1. Помнить, что школа, учеба – это еще одна возможность пообщаться ребенку с родителями. И не стоит превращать учебу в поле битвы.

2. Когда ребенок жалуется на что-то или кого-то в школе, меньше всего ему нужны ваши комментарии, указания или замечания. И очень нужны ему ваше внимательное слушание и поддержка. Поддержка может выражаться словами: представляю, как тебе было обидно! Да, трудно бывает, когда тебя обзывают! Или вопросами: я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать? Что ты будешь делать?

3. Избегайте прямых указаний в общении с ребенком школьного возраста. Позвольте ему самому решить, как выполнить ваше поручение. Например, вы просите его купить хлеба. Позвольте дальше ему действовать самому (пойти в магазин, купить определенный хлеб или выбрать другой, если этот закончился и т.д.). И… воздержитесь от критических замечаний!

4. Если вы хотите сделать ребенку замечание, выразить свое несогласие или недовольство, постарайтесь использовать как можно меньше слов: только по делу и кратко. Вместо: ты опять не надел шапку! Заболеть хочешь! Сколько раз тебе говорить, все без толку!.... Напомните: Шапка!

5. Избегайте приказов, угроз в общении с ребенком. Вместо этого, ему можно давать выбор. Обычно родители говорят что-то вроде: еще не закончил делать уроки? Будешь так делать, ты и до следующего года не справишься!. Я предлагаю говорить так: выполнить домашнее задание по всем шести предметам нелегко. Я могу тебе помочь или ты сам(а) доделаешь и мы потом пойдем поиграем?

Иногда ребенок может сказать: все, надоела школа, хочу каникулы. Вместо «ты же только с каникул, учись давай!» стоит вместе помечтать (если ребенок не хочет в школу): а было бы здорово, чтобы каникулы продлились подольше! Стоит поддержать ребенка в его переживании и нежелании начинать учебу. Поддержать – значит «разрешить» ему чувствовать эти переживания и нежелания. Ведь нам, взрослым, тоже порой не хочется выходить из отпуска. Позвольте ребенку не хотеть идти в школу. И признание этого желания может сотворить чудеса. Ребенок парадоксальным образом с бОльшей охотой будет учиться.

Я желаю всем ученикам и родителям изучать важную дисциплину: разговаривать друг с другом и договариваться. Слушать и слышать друг друга. И тогда учеба в школе останется, как ей и положено, лишь одной из сторон этой интересной, увлекательной и полной открытий жизни!

Подготовила педагог-психолог Болдырева Е.А.