Подросток не хочет учиться. Что делать?
Родителям подростков часто приходится наблюдать такую картину, как при переходе ребенка в основную школу или старший класс (6-й, 7-й и более) успеваемость и интерес к учебе снижаются. Вчерашний отличник или хорошист на глазах становится «троечником», перестает делать домашние задания, а иногда и вовсе прогуливает занятия.
Подростковый возраст – это непростой период в жизни любого ребенка и закономерно появляющиеся в нем новые интересы (первая любовь, потребность иметь настоящего друга, придирчивое внимание к собственной внешности, хобби) отвлекают его от школы, тут учебная мотивация и снижается. Как же мотивировать подростка учиться?
Постоянно контролировать выполнение домашних заданий с взрослеющими детьми не получается – они бунтуют, просят выйти из комнаты, обижаются на избыточный контроль и недоверие со стороны родителей. Наказывать за плохие оценки – это еще более бесполезное занятие, потому что оно приведет к конфликтам в семье. Угрозы типа «пойдешь работать дворником» вряд ли запугают подростка. Что же может предпринять родитель, чтобы замотивировать подростка получать знания?
Прежде всего важно понять, что стремление и готовность учиться могут появляются у подростка только в двух случаях: 1) если ему очень интересен сам процесс учебы, нравится получать новые знания; 2) если он признает важность знаний в жизни и нуждается в них для решения конкретных жизненных задач.
Таким образом, чтобы мотивировать подростка учиться, можно либо повысить привлекательность процесса обучения в его глазах, либо убедить его в ценности знаний. И для воздействия на эти мотивационные рычаги, родитель может предложить подростку вместе разобраться в «плюсах» и «минусах» обучения, заполнив, например, вот такую таблицу:
Знания и умения, которые важны подростку для жизни | Школьные предметы, которые дают знания и развивают умения | Для чего подростку сейчас в жизни эти знания, умения, навыки? | Как пригодятся эти знания, умения, навыки через 10-15 лет? | Почему родителю важно, чтобы ребенок имел знания? |
В первом столбце следует указать знания и умения, которые подростку важны в жизни, точно пригодятся ему, помогут в будущем. Это могут быть как общие умения (способность логически рассуждать, умение аргументировать и др.), так и конкретные учебные знания.
Во втором столбце перечислите те школьные предметы, которые способствуют развитию знаний и умений, указанных в столбце 1.
В третьем столбце обсудите и запишите то, какие знания, умения и использует подросток в его жизни, а также как они влияют на его жизнь, в чем полезны.
В четвертом столбце обсудите как, где и когда могут пригодиться через 10-15 лет полученные знания и умениями.
В пятом столбце расскажите подростку, почему наличие у него соответствующих знаний и умений важно для вас как для родителя.
И так, рассматривая заполненную таблицу, родитель с подростком могут отследить как какой-либо предмет полезен в формировании определенных умений и навыков, и какие из них при этом являются важными и действительно используемыми в жизни. Такой процесс помогает наглядно увидеть необходимость знаний и повысить учебную мотивацию.
Если же при заполнении таблицы у вас возникают трудности или не все понятно, то можно обратиться к психологу за профессиональной помощью. На консультации вы вместе разберете интересующие вопросы и найдете выход.
Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович