arrow_back

ПОДРОСТКОВЫЕ КОМПЛЕКСЫ, ЧТО ДЕЛАТЬ?

«Сегодня мне сказали, что я страшнее физики.  Вооот…»

Стоит сказать: «У меня дочь (сын) подросток», как в ответ получаешь «понимающий взгляд» или: «О, сочувствую! У нас слава Богу этот этап позади, вспомнить страшно…» 

Что же за люди такие, эти подростки? И почему подростковый возраст традиционно считается трудным, а родительский опыт экстремальным? Для начала предлагаю рассмотреть один из множества аспектов периода «жизни на вулкане»: недовольство своей внешностью. В большей степени это касается девочек -подростков, потому что именно юным девушкам, считающим себя внешне невзрачными, некрасивыми, свойственно негативно оценивать и другие стороны своего «Я», в то время как юноши могут считать свою внешность малопривлекательной, но при этом высоко ценить свои социальные или интеллектуальные качества.

Откуда же появляются комплексы? 

  • Подростковый период - это время сильных физиологических изменений: меняется размер ног, растет (или не растет) грудь, увеличивается объем бедер, появляются прыщи. Тело вытягивается, становится в некотором роде бесформенным или, напротив, обрастает излишними округлостями, которые привлекают взгляды. Меняется и лицо: нос становится длиннее или шире, брови - гуще. Дети не успевают привыкнуть к подобным изменениям, отвергают их и впадают в уныние. Все это усугубляется тем, что в силу психологических особенностей подростки остро зависят от внешней оценки, склонны к самокритичности и находят недостатки там, где их практически нет. С родителями они вообще не хотят обсуждать свои проблемы: в этом возрасте авторитет родителей не воспринимается как непререкаемый. 
  • Давайте вспомним, как часто, мы скорбно вздыхали над собственным чадом: «Ну и в кого ты у меня такой лопоухий уродился, у меня уши нормальные, у папы – тоже обычные…»  «Ты моя пухленькая булочка, мама вроде худенькая…» Или: «Как же тебе не идет этот цвет, сразу бледненькая такая, прямо зомби!» А чего стоит фраза: «Ой, снимай эти джинсы скорее, у тебя в них ноги такие короткие, ужас просто!» Даже, если вы потом и продолжите с позитивом: «А вот в этих брючках тебе здорово – ты просто красавица», то в мозгу ребенка уже все равно отпечаталось: и ноги короткие, и выгляжу как зомби, чудовище – одним словом.
  • Неумение отстаивать собственное мнение приводит к тому, что подростки во многом опираются на коллективное мнение, иногда формируемое лидерами группы, а иногда возникшее случайно. Одна не очень остроумная шутка – и вот уже Оля превращается в «Толстуху», а Саша – в «Кабана». Да вы сами вспомните обидные прозвища из школьного прошлого. Речь не обязательно идет о школьном буллинге – атмосфера может быть вполне здоровая, прозвища – добродушные, а комплексы… комплексы рождаются самые настоящие.
  • Многие подростки имеют эталон красоты, кумира, которому желают соответствовать. Они начинают сравнивать себя, причем, именно с его внешностью и приходят к неутешительным выводам.

Итак, проблема определена. Возникает логичный вопрос - как быть. Конечно, можно успокоить себя тем, что это пройдет: все девочки и мальчики переживают такой период. Но не нужно забывать, что, к сожалению, далеко не все с ним справляются. 

Поэтому, призовем всю нашу родительскую мудрость и начнем.

1. Констатируем наличие проблемы (ребенок открыто говорит о своем недовольстве, отказывается фотографироваться, начинает носить вещи непонятного покроя, отказывается от еды, плохо спит, апатичен, не хочет общаться с друзьями и др.)

2. Отнесемся со всей серьезностью к его состоянию. Нет, мы не станем разубеждать и спорить. Не будем также «утешать» и говорить, что душевные качества куда важнее красоты. Ребенок не поверит и подумает, что вы уходите от проблемы, возможно потому, что она слишком велика и неразрешима.

3. Начнем с себя: демонстрируем здоровое отношение к своей внешности.  Прекращаем причитать перед зеркалом, о том, как растолстели и должны срочно похудеть - именно это отношение усвоит и ваш ребенок. Заботимся о себе с радостью. Красота не требует никаких жертв, она требует лишь некоторых усилий.

4. Не критикуем его или его одежду, моду и его «идеал». Ребенок еще больше закроется и будет страдать сильнее, потому что он давал вам сигнал о том, что ему нужна ваша поддержка. Будем искать решение вместе. 

5. Постараемся ограничить общение с «токсичными» людьми, которые критикуют и обесценивают. Какими бы они ни были близкими, коммуникация с ними только вредит. 

6. Чувство юмора часто помогает преодолеть внутренние переживания. Например, если ребенок считает, что у него сильно большие уши или нос, возьмите линейку и измерьте эти параметры у всех членов семьи. Это будет весело и поможет понять, что у него не самые ужасные уши и не самый длинный нос в мире. 

7. Предложите заняться самосовершенствованием. Не нравится походка - желательно походить на танцы: бальные, латинос, уличные, современные - выбор сегодня велик. Не нравится вес - сообщите, что друг стройной фигуры не голод, а движение. Можно подарить красивую одежду для фитнеса и предложить отправиться на занятия. Вместе или отдельно – смотрите по ребенку. Одним легче пойти в бассейн с мамой или в тренажерный зал с отцом, а некоторым легче начать заниматься дома. Стоит также привлечь внимание к уходу за собой – чистоте одежды, тела и личной гигиене.

8. Рассказывайте о себе, своем детстве, как вы решали свои проблемы. Также можно обратить внимание на «звезд», имеющих подобные особенности лица или тела, сказав при этом, что сотни девочек мечтают сделать операцию, чтобы получить такой нос или уши.  Любой «недостаток» – это всего лишь особенность, выделяющая из толпы.

9. Можно поэкспериментировать с прической, макияжем и стилем одежды, подчеркивающим достоинства и индивидуальность. Помочь развить в ребенке вкус и чувство стиля. Совершить «путешествие во «времени» и посмотреть, как менялись идеалы красоты в разные времена.

Самое важно показать, что ребенок не одинок, что он самый любимый, самый нужный, и его проблемы для вас - самые важные.   Вместе, вы конечно же, все решите и преодолеете, без всяких жертв.

Материал подготовила Светлана Якунина, педагог-психолог ОЦДиК.