arrow_back

Подростки и первый заработок

Подростковый период – это время перехода ребенка из детства во взрослую жизнь. И это наилучшая пора для того, чтобы привить ему основы финансовой грамотности, показать, где и как он может стать успешным и заработать деньги.

Однако тут есть и некоторые сложности. Так, например, стоит ли отправлять подростка на подработку во время каникул? И если разрешить ребенку заниматься поиском работы самостоятельно, не столкнется ли он с обманом, а того и гляди с какими-нибудь криминальными ситуациями? Или вообще не захочет потом учиться? Давайте попробуем вместе разобраться.

Родителям, прежде чем принимать решение отправлять ребёнка на подработку, следует серьёзно подумать и выяснить, есть ли у него мотивация работать. Ведь без сформированной цели (стимула) возникает огромный риск, что такая подработка отобьет у подростка напрочь желание трудиться. Кроме того, работодатели часто предлагают подросткам неквалифицированный труд, за который платят немного, что тоже может значительно снизить желание трудится.

С другой стороны, труд для подростка – это способ стать более взрослым и самостоятельным, показать свои способности, стать финансово менее зависимым от родителей. Ведь в этом возрасте карманные деньги часто не покрывают потребности и желания подростка, а подработка идеально подходит для того, чтобы позволить себе всякие «хотелки».

С точки зрения воспитания труд дает бесценный опыт ребенку, учит его адаптироваться в условиях современной жизни, быть конкурентоспособным, что очень пригодится в дальнейшем. Помимо этого, наличие собственных денежных средств даёт подростку возможность научиться распоряжаться деньгами. Родители здесь могут помочь ребёнку в случае необходимости, направить по правильному пути, рассказать, что деньги можно накапливать, вкладывать, осуществлять мечту и т.п. 

Наилучший вариант, когда подростка можно пристроить в подмастерья к опытному знакомому специалисту. Даже наблюдая за ремеслом со стороны, дети усваивают азы профессии и хорошо запоминают технологические процессы, узнают тонкости работы, получают опыт взаимодействия с людьми. В дальнейшем это может повлиять на выбор сферы деятельности и профессиональное самоопределение подростка 

Итак, чтобы первая работа была для подростка максимально приятной и полезной, следует придерживаться следующих правил:

  • позволить подростку работать там, где ему нравится;
  • уважать выбор подростка, при этом предупреждать его о потенциальных опасностях и тонкостях работы;
  • мотивировать его, рассказывая о возможностях, которые дает финансовая независимость и профессионализм;
  • помогать и направлять ребенку, подсказывая варианты, куда и как потратить заработанные деньги;
  • ни в коем случае не забирать заработанные подростком деньги, аргументируя это тем, что «это его долг – помочь семье» или т.п.;

Помогая ребенку приобретать опыт работы, пусть даже на короткий по времени срок, вы делаете бесценный вклад в его будущее, даете ему возможность сепарироваться, что способствуете повышению уверенности в собственных силах, развивает самостоятельность, повышает самооценку.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович