Подготовка ребенка к школе
Нередко родители, у которых дети идут в 1-ый класс, испытывают не только радость и приятное волнение, но и тревогу. Для снижения уровня собственной тревожности родителю желательно заблаговременно (хотя бы за несколько месяцев до поступления в образовательное учреждение) проанализировать у ребенка следующее:
- Физическое состояние, т.е. здоровье и физическое развитие ребенка.
- Интеллект, т.е. знания и умения и навыки, которыми обладает ребенок, уровень развития его познавательных функций – памяти, внимания, мышления.
- Коммуникативные способности, т.е. умение устанавливать контакт, сотрудничать, решать проблемы во взаимодействии самостоятельно и адекватно ситуации.
- Волевые качества, т.е. умение ставить цель и достигать результата, управлять своими желаниями, справляться с неудачей.
- Учебную мотивацию, т.е. наличие познавательного интереса, желание учиться, принятие ребенком роли ученика.
Иногда в результате такого анализа родители выявляют «слабые» места.
Что можно сделать в такой ситуации?
Рассмотрим несколько шагов, способствующих формированию у ребенка желания пойти в школу и чувствовать себя там отлично.
Один из важных шагов – это укрепление нервной системы ребенка.
Начало обучения в школе - стресс для ребенка, а способность справляться со стрессом зависит от общего состояния здоровья и нервной системы. Важно развивать у ребенка стрессоустойчивость, чему способствуют: наличие режима дня, двигательная активность, умение расслабляться и снимать напряжение. Не следует перегружать ребенка чрезмерным количеством занятий во всевозможных кружках и секциях. Лучше научите его проговаривать свои чувства, обучите простейшим приемам саморегуляции - успокаивающему дыханию, расслабляющим «пятиминуткам».
Следующий шаг - развитие мелкой моторики рук.
Рука – вышедший наружу головной мозг. Все «занятия для рук» идут на пользу (лепка, собирание мозаики, конструирование, пальчиковые игры и даже бытовые задания с мелкими предметами).
Не менее важным является развитие познавательного интереса и логического мышления у ребенка.
Разбирайте и обсуждайте с ребенком вопросы, которые интересуют именно его. Важно не навязывать ему свою собственную точку зрения.
Развитие внимания и умения концентрироваться также необходимо.
Тренировать устойчивость внимания можно в формате различных игр, а также бытовых поручений (что-то найти в обстановке, посчитать глазами). Поручайте ребенку какие-то несложны домашние дела, которые постепенно он смог бы выполнять на протяжении 15-20 минут, не отвлекаясь и самостоятельно.
Развитие коммуникативных навыков и адекватной самооценки – ключ к успеху.
Если Вы хотите, чтобы ваш ребенок свободно общался с людьми, стоит объективно посмотреть на то, как процесс общения происходит в вашей семье. Позитивное отношение ребенка к самому себе, чувство уверенности в собственных силах зависят от отношения к нему родителей. Научите ребенка делать выводы из собственных ошибок. Хвалите за правильные дела, доверяйте ему.
Развитие самостоятельности.
Научите ребенка поддерживать порядок в собственной комнате, следить за своей одеждой и ее состоянием. Предоставляйте возможность ребенку самостоятельно справляться со своими проблемами. И помните, что одна из ключевых задач родителей - научить ребенка делать что-либо самостоятельно, а не из-под палки.
Если же тревога все равно остается по какому-либо вопросу, приходите на консультацию к психологу. Вместе мы обязательно сможем объективно посмотреть на ваш вопрос и найти решение.
Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович