arrow_back

Скоро в школу!

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. 
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться. 
(Л.А. Венгер)

Готовность к обучению в школе достаточно сложное образование, включающее в себя три основных компонента: физиологическую, педагогическую и психологическую готовность к школьному обучению.

Физиологическая готовность означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически и предполагает его физическое и психическое состояние здоровья, которое позволит будущему школьнику безболезненно адаптироваться к новым условиям и влиться в учебный процесс, а также развитие крупной и мелкой моторики и координации движений, необходимых будущему школьнику при овладении учебными навыками.

Педагогический компонент готовности к школьному обучению, предполагает умение читать, считать, писать. Порой, сами педагоги ошибочно предполагают эти навыки основополагающими. Проработав много лет в школе, могу с полной уверенностью сказать, что дети, пришедшие в школу с сформированными навыками чтения, счета и письма, очень быстро останавливаются в своем развитии, если они не были к ней готовы психологически. В то время, как другие (готовые с психологической точки зрения) легко овладевают учебными навыками. 

На современном этапе развития психологии готовность к обучению в школе рассматривается, как комплексная характеристика ребёнка, раскрывающая его психологические качества, являющиеся предпосылками для полноценного включения в новую социальную среду и формирования учебных навыков. Психологическая готовность к школьному обучению сложное образование, включающее два основных компонента: интеллектуальный и личностный.

Под интеллектуальной готовностью понимается уровень развития психических процессов на основе которых строится обучение. Еще Л.С. Выготский считал, что готовность к школьному обучению со стороны интеллектуального развития ребенка заключается не только в сумме усвоенных ребенком знаний, хотя это тоже не маловажный фактор, а в уровне развития самих интеллектуальных процессов, что предполагает наличие у ребенка кругозора, запас конкретных знаний, определенного уровня развития мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта знаний и представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность. 

Личностная готовность предполагает индивидуально-типологические характеристики ребенка, а также уровень его эмоционального и социального развития. Сюда относится и собственно желание идти в школу, и умение общаться со взрослыми и со сверстниками, как и, уровень нравственного развития будущего первоклассника, его эмоционально-волевых качеств.

Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка – происходит переход от дошкольного детства к школьному. Меняется не только ведущий вид деятельности, меняется система отношений и образ жизни ребенка. Кризис 7 лет ребенок переживает не в 7 лет, а в тот момент, когда он идет в школу. Поэтому очень важно, чтобы к началу школьного обучения ребенок достиг определенного уровня в физическом и психическом развитии. Под «готовностью к школе» понимают не отдельные знания и умения, а их определенный набор, отражающий уровень физического и психического развития будущего школьника. Готовность к школе (школьная зрелость) – комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе от которого зависит не только процесс адаптации к новым условиям, но и успешность всего дальнейшего обучения.

Советы родителям:

  • формируйте интерес к учебной деятельности, не загружая дошкольника учебными заданиями, дабы не отбить желание учиться;
  • укрепляйте здоровье ребенка, воспитывайте нравственные качества;
  • для развития мелкой ручной моторики и подготовки руки к письму будет полезна любая работа пальчиками: лепка, вырезание, раскрашивание, штриховки, мозаика и т.д.;
  • развивайте речь и обогащайте словарный запас ребенка, прививайте любовь к литературе, читая книги, пересказывая, обсуждая;
  • если ваш малыш проявляет интерес к чтению, делайте это под руководством педагога (легче научить, чем потом переучивать);
  • не решенные в дошкольном возрасте речевые проблемы – это первое противопоказание к раннему обучению;
  • играйте!! Игра – ведущий вид деятельности дошкольника, в игре ребенок развивается и практически любая игра влечет за собой развитие тех или иных процессов;
  • Помните, что учеба – это труд!  Если ваш ребенок не готов к этому труду, то лучше не торопиться! Принимая решение о поступлении в школу (если ребенку нет на момент поступления в школу 7 лет) руководствуйтесь не собственными амбициями и желаниями, а желанием и уровнем актуального развития ребенка. 
  • если остались вопросы или вам нужен совет специалиста не бойтесь лишний раз проконсультироваться. Наши психологи всегда готовы вам помочь!

Педагог-психолог ОЦДиК  С.С. Иващенко