arrow_back

Почему ребенок ругается с учителем? Причины агрессивного поведения

Взрослым довольно сложно игнорировать агрессивное поведение детей, которое, в свою очередь, является не только средством выражения эмоций в неподобающей форме, но и может быть очень четким и ярким сигналом о помощи. Реагируя на агрессию ребенка и пытаясь найти логическое объяснение его поведению, взрослые забывают, что ребенку сложно контролировать свои эмоции и логически рассуждать, т.к. формирование этих умений происходит гораздо позже.

Вместе с тем, учитывая возраст детей (начальная школа и средняя школа), причины агрессии условно можно разделить на две категории.

Так, в младшем школьном возрасте причины агрессии могут быть следующие:

1) желание ребенка вызвать к себе повышенный интерес, внимание, сильные эмоции. Причем, не важно какие это будут эмоции, главное – сильные! Такое поведение характерно для ребенка, если ранее взрослые реагировали на него только когда что-то идёт произойдет.

2) желание поэкспериментировать с нарушением границ взрослых, любопытство, посмотреть, что же будет, если сделать вопреки.

3) проигрывание сформированных семейных сценариев, жестких установок, поведения в конфликтной ситуации.

4) особенности характера ребёнка (дети, как и взрослые, разные, с разным темпераментом. Есть очень активные дети и их энергию следует перенаправлять в нужное русло, например, давая им задания, должности в классе и ответственные поручения).

5) педагогическая запущенность или интеллектуальное отставание ребёнка от других детей (ощущение своей неполноценности может толкать ребенка на странные действия, чтобы не чувствовать себя изолированным. В этом случае без профессиональной диагностики ребенка не обойтись).

В средней школе дети уже более осознанные. Начинается переходный возраст, эмоции «бурлят» еще больше и не поддаются контролю, поэтому причины могут быть следующие:

1) желание заявить о себе как о свободной, уникальной личности. Особенно часто это наблюдается у детей, в семьях которых преобладает гиперопека. Они хотят себя чувствовать взрослыми.

2) вымещение обиды за какие-то ситуации из прошлого (несправедливость, травля, сложности в общении, например), при неимении других вариантов.

3) проекция своих семейных, иногда совсем давних обид на ближайших родственников, в том числе разводы, расставания. В таких случаях чаще всего необходима работа ребенка с психологом.

4) заниженная самооценка, и как правило непонимание своей ценности, внутренних переживаний, низкий эмоциональный интеллект.

Взрослые не всегда вовремя реагируют на агрессию детей правильно. Эмпатичный родитель, который интересуется жизнью своего ребенка и построил с ним доверительные отношения, может разобраться в этих причинах и устранить их. При этом, чтобы родитель был в состоянии помочь ребенку, важно чтобы он сам был в устойчивом эмоциональном состоянии, не находился в длительном стрессовом состоянии, депрессивном или в состоянии горевания. В любом случае, работа с ребенком должна быть планомерной и целенаправленной в тесном контакте с психологами и классным руководителем в школе. Тогда результат не заставит себя ждать.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович