Почему ребенок «наказывает» свои игрушки
У каждого ребенка есть потребность в игре, которая объясняется его стремлением знакомиться с окружающим миром, подражать взрослым, активно действовать. Пирамидки, конструкторы, плюшевые мишки, куклы и погремушки - становятся верными спутниками детей уже с рождения. Игрушки, это не только развлечение и источник радости, но и своеобразное «учебное пособие».
А если ребенок постоянно портит и ломает свои игрушки? Что делать родителям? Для начала важно понять, что может быть причиной такого поведения.
Например, игрушка не подходит ребенку по возрасту или не соответствует его интересам. А значит заниматься с игрушкой ребенку не особо интересно, он ее ломает. Также дети поступают и с теми игрушками, которые для них слишком сложны: если малышу дать конструктор для подростка, то вместо увлеченного сборкой ребенка можно увидеть плачущего и ломающего дорогую игрушку.
Также причиной такого отношения к игрушкам могут стать обида и разочарование. Например, ребенок просил вас конкретную игрушку, а вы купили ему другую. Он будет расстроен и обижен, что приведет к тому, что он будет плохо относиться к игрушке - станет «наказывать» ее.
Некоторые родители считают, что ребенок, разбирая и ломая игрушки, таким образом изучает их. Но это не всегда так. Из любопытства малыши чаще разбирают сложные и дорогие игрушки, например, передвигающихся роботов, говорящих кукол, железную дорогу. Детям мало просто смотреть на такие игрушки, они хотят разобраться в том, как именно эти эффектные вещи устроены.
Еще одной причиной негативного отношения ребенка к своим игрушкам может стать желание привлечь внимание родителей. В этих случаях малыши обычно также ломают или же «теряют» свои любимые игрушки. Ведь если у машинки сломается колесо, то папа оставит все свои дела и починит игрушку, или же мама, как бы она ни была занята, начнет искать «потеряшку».
В своих играх дети повторяют жизненные ситуации, с которыми они столкнулись. А в реальной жизни, имеются как «хорошие», так и «плохие» герои. В таких играх малыши изучают разницу между тем, что такое «хорошо», и что такое «плохо». И если положительные персонажи одерживают вверх над отрицательными, то беспокоится не о чем. Если же ребенок наделяет плохими качествами свои игрушки, но с отношением родителей это связано быть не может, следует разузнать о том, как он проводит время в детском саду. Вполне возможно, что у ребенка имеются сложности со сверстниками или с воспитателем.
Наряду с освоением разницы между плохим и хорошим, ребенок может воспроизводить в играх проблемные ситуации, из которых он пытается найти выход. При таких играх малыш просто повторяет чью-то модель поведения и старается по-разному завершать происходящие события. Например, ребенок постоянно наказывает игрушку, «лишая ее сладкого и ставя в угол». Вполне вероятно, что родители к нему слишком строго относятся, он глубоко переживает и таким образом, отыгрывая ситуацию, старается с ней справиться.
Нужно ли реагировать? Конечно нужно, но без паники. Не следует прерывать игру и осуждать ребенка. Лучше подключиться к детскому занятию и следовать тому сценарию, который проигрывает малыш. Эта тактика позволит понять, во что именно играет ребенок, и понять, откуда взялся данный сюжет. В сложных ситуациях взрослым стоит взять игровую инициативу на себя. Следует задавать наводящие вопросы от имени игрушки. При такой форме беседы ребенку намного проще рассказать о том, во что именно он играет. Также родителям следует задуматься о том, какой стиль поведения и общения принят в семье. Например, ребенок может проигрывать бурные ссоры и примирения собственных родителей или изображать строгую бабушку.
А что же делать с испорченными вещами? Большинство родителей сразу же избавляются от сломанных ребенком игрушек. Но, возможно, на какое-то время, стоит оставить сломанную игрушку, чтобы ребенок видел результат собственных действий.
Материал подготовила Якунина С. Г., педагог-психолог ОЦДиК