arrow_back

ПОЧЕМУ РЕБЕНОК БЫСТРО УСТАЕТ: О ПРОБЛЕМЕ ПЕРЕСТИМУЛЯЦИИ

Где бы мы не находились, все вокруг оказывает на нас какое-то действие. Мы напряжены и даже устаем там, где шумно, где много людей, когда много событий за короткий промежуток времени. Мы начинаем мечтать о тихом уголке, где можно расслабиться, где все предсказуемо, понятно. В тишине мы успокаиваемся. Но долго находиться в таких условиях – условиях маленького количества стимулов - скучно и тоскливо. И вот мы уже в опять зоне дискомфорта и ищем новые впечатления.

В силу того, что мы – люди, мы нуждаемся в смене покоя и возбуждения. Идеальный баланс между ними найти не всегда просто. И когда человек находится в зоне дискомфорта, достаточно трудно со стороны определить: ему не хватает впечатлений (недостимуляция) или впечатлений для него чрезмерно много (перестимуляция). Это можно сделать, пообщавшись с человеком, сопоставляя его события (или свои собственные события и реакции, если говорить о себе). В последнее время все чаще стала встречаться перестимуляция. И особенно сложно с этим справляться детям в силу их возрастной незрелости.

Какие же виды перестимуляции встречаются?

ИНФОРМАЦИОННАЯ перестимуляция. И это не только сидение в гаджетах или на ютюбе. Ребенок живет в состоянии постоянной информационной перегрузки: телевизор, звучащий фоном, беседы, которые родители ведут на кухне, тревожные темы разговоров людей вокруг. А еще огромные потоки учебной информации, которые на ребенка обрушиваются каждый день. Не каждый ребенок способен успевать обрабатывать и усваивать все то, что он слышит и воспринимает.

Поглощение информации в чем-то подобно поглощению пищи: нужно время для переваривания пищи. Точно также нужно время для переваривания информации. А это возможно только в периоды покоя и расслабления. Особенно страдают дети высокочувствительные.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ перестимуляция. В течение обычного дня ребенок вовлечен во множество самых разных коммуникаций. Семья, школа с учителями и детьми, персонал, кружки, где тоже дети, взрослые. 
Кстати, одной из причин, почему дети не хотят идти в школу или в секцию является необходимость выдерживать общение и шум. Дети так и говорят: «Там очень шумно и много людей». Детям нравятся занятия, но они устают от необходимости быть в отношениях с людьми, особенно когда им эти люди не нравятся.

СЕКСУАЛЬНАЯ перестимуляция. Эротические переживания у ребенка возникают с самого младенчества, сейчас это известно практически каждой матери. Если родители сексуализируют свое семейное пространство, то ребенок может быть избыточно перевозбужден сексуально тогда, когда он еще до этого недостаточно дозрел.

Сексуализация происходит, когда родители не прикрывают свою наготу, спят с ребенком в одной постели, занимаются при нем сексом, отпускают сальные шутки и комментарии, когда ребенок является свидетелем откровенных сексуальных сцен в жизни или на экране, когда родитель целует ребенка в губы или путает нежность со страстью, когда меняет роли, помещая детей на замещающие позиции, и сын становится как бы маминым мужем, «хозяином» в семье, или дочка начинает выполнять роль жены.

ФИЗИЧЕСКАЯ перестимуляция. Многие дети просто с ума сходят от шума в школе, от беготни и толкотни других детей. Для них еда в огромной школьной столовой — настоящий кошмар, а уж дорога домой в общественном транспорте просто чудовищное испытание.

Но вряд ли дети смогут об этом рассказать, они могут даже не осознавать, от чего именно устают. Родители при этом пребывают в замешательстве. И если родитель сам не умеет фокусироваться на том, что происходит с ним самим, на частые слова ребенка «я устал» могут реагировать еще большим усилением стимуляции, а поведение перестимулированного ребенка будет называть блажью, ленью, саботажем, не понимая, что его дитя бессознательно просто выбирает один из способов, чтобы защититься от избыточной перестимуляции. Потому что если от нее не защититься, то сойти с ума очень легко.

Чтобы помочь своему ребенку вовремя распознать перестимуляцию и устроить ребенку жизненно необходимый отдых, важно родителю самому научиться в себе замечать признаки перестимуляции.  Это можно сделать с помощью двух шагов:

Шаг 1.

Начните с себя. От чего вы устаете? Что вас перевозбуждает? Что вы не успеваете переваривать? И как вы со всем этим обходитесь? Как вы можете изменить вашу жизнь, чтобы восстановить баланс?

Шаг 2.

Вместе с ребенком учитесь отвечать на вопросы: Как сам ребенок реагирует на разные стимулы? В чем нуждается его психика? Что он плохо переносит? Как успокаивается? Сколько времени ему нужно, чтобы переварить то, что случилось и начать скучать? Как устроить его жизнь так, чтобы у него было как можно меньше необходимости включать не самые творческие способы в виде болезни для защиты от перестимуляции. Размышляйте сами, делайте ребенка партнером в улучшении его собственной жизни. 

Материал подготовила Е.А.Болдырева, педагог-психолог ОЦДиК
В статье использованы материалы И.Млодик с сайта: https://littleone.com/publication/1805-neobhodimoe-i-dostatochnoe-psiholog-irina-mlodik-o-probleme-perestimulyacii