arrow_back

Почему подросток комплексует из-за внешности и как ему помочь в такой ситуации?

Помните ли вы то время, когда ваш вес, форма носа или ушей была главной проблемой в вашей жизни? Наверное, если и вспоминаете, то уже смеясь. Для подростка же недостатки его внешности (а лучше сказать особенности), видятся гротескно, в буквальном смысле уродствами. И такое восприятие очень мешает ребенку в общении со сверстниками, противоположным полом, создает сложности социализации. Причем переубедить подростка, что на самом деле все не так, как ему представляется, довольно сложно.

Причин, почему подросток не любит свою внешность, может быть много. Но само по себе отношение ребенка к этой проблеме весьма отличается. Ведь можно просто говорить «мне не нравится, как я выгляжу», имея в виду одежду или невыспавшееся лицо, а можно в действительности бояться получить или бояться иметь физический недостаток.

В 12-13 лет (а у кого-то и раньше) наступает период очень чувствительного отношения к своей внешности как у девочек, так и у мальчиков. Часто подростки думают или говорят про себя: «Я некрасивый, никому не нравлюсь, никто меня не полюбит». В этот период тело, голос и ощущение себя у ребенка начинают стремительно меняться под влиянием различных факторов (гормонов, критической переоценки себя, выбора какого-либо идеала, оценок окружающих). Любая часть тела может стать «неугодной» - нос, глаза, уши, живот, грудь, ноги и другое: «Я - недостаточно высокий, слишком высокий, недостаточно худой, чересчур худой, у меня ужасный голос, слишком большие ноги, слишком маленькие ноги, много волос, мало волос, пахнет изо рта» и многие другие мысли посещают ребят...

Подросток начинает долго и придирчиво рассматривать себя в зеркале, пытается спрятать то, что не нравится, под мешковатую или яркую одежду, косметику, иногда тёмные очки, «улучшает» свое тело с помощью пирсинга, татуировок, необычной причёски или яркого цвета волос.

Стоит помнить, что зацикленность подростка на своей внешности и ее возможных недостатках - вполне нормальное поведение, это естественный и непростой для ребенка и его близких процесс, который должен быть пройден и оставлен в юности или ранней молодости.

Большинство подростков имеют претензии к своей внешности. Это естественно и временно. Но у части из них это становится началом разрушающего поведения, и они нуждаются в помощи. Из-за неудовлетворенности собой у таких ребят могут развиться расстройства: дисморфофобия или дисморфомания. Это такое состояние, когда переживание о собственной внешности начинают полностью определять жизнь и поведение человека. Такое поведение безусловно повод для беспокойства.

Главные проявления таких состояний:

  • навязчивое убеждение подростка (дисморфомания) или страх (дисморфофобия), что у него есть какое-то уродство или физический недостаток, который на самом деле вообще отсутствует или существует, но очень сильно преувеличен самим человеком.
  • сильное переживание по этому поводу, подавленное состояние, избегание людей, выходить на улицу, видеть своё отражение, фотографироваться и так далее вплоть до попыток суицида.
  • подросток считает, что все окружающие видят его «уродство», обсуждают его, смеются над ним, плохо к нему из-за этого относятся.

Как вы можете помочь своему подростку успешно пройти период недовольства своей внешностью?

  • Чаще говорите и показывайте, что любите ребенка безусловно. 
    Не критикуйте его внешность. В этот период даже «ласковые» и шуточные оценки - «моя пончик», «мой прыщавенький» - могут очень остро и обидно восприниматься вашим ребенком.
  • Расскажите ребенку про изменения, которые происходят с телом в подростковый период. Когда он будет знать, почему и как меняется его тело и личность, как о нем правильно заботиться и каких ошибок можно избежать, ему гораздо легче воспринимать себя и нежелательные изменения.
  • Обращайте внимание на признаки дисморфофобии, дисморфомании.
    У такого подростка часто высокий уровень тревожности и выражены депрессивные чувства. Если они присутствуют у вашего подростка - обращайтесь к психологу.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович