Почему каждому страшно быть новеньким
никому не понравится? А вдруг одноклассники не понравятся ему? А если они будут смеяться? Как сделать первый шаг? Как рассказать о себе? Как узнать о других?
Ещё страшнее маме и папе: самый дорогой и прекрасный ребёнок идёт к неизвестным людям, где каждый может его задеть, где некому будет его поддержать, где вас не будет рядом…
Как родители могут помочь?
Первое, что родители должны сделать, - это успокоиться. Дети хорошо считывают тревогу взрослых, поэтому важно, чтобы ребёнок видел: родители верят в него и знают, что всё получится.
Второй шаг - посоветуйте ребёнку сесть и подумать, какие его качества могут привлекать других. Остроумие, рассудительность, умение играть в футбол, готовность помочь? Пусть таких качеств будет как можно больше. Но у всех есть и то, что может помешать наладить отношения. Излишняя тяга к справедливости, которую легко спутать с ябедничеством? Категоричность? А может, застенчивость? Очень острый язык? Конечно, от того, что мы назовём вещи своими именами, они не исчезнут, но ребёнок будет знать, что ему самому мешает, и сможет лучше справляться с этим. Только не надо ничего подсказывать ребёнку, пусть он изучит себя сам. Иначе вы рискуете превратиться из того, кто помогает, в того, кто оценивает.
После того как ребёнок провёл исследование, какой он друг, ему нужно дать силу и союзника. Есть простой способ повысить уверенность ребёнка в себе: предложите ему подумать о герое, который его восхищает, и в нужный момент представить, а что сделал бы он. Можно заранее помочь ребенку визуализировать его тревоги и то, как супергерой справляется с ними (им может быть как персонаж из фильма или книги, так и дедушка или старший брат).
Если ребёнок новенький, он вызывает у других детей любопытство. Подготовьте его к тому, что одноклассники подойдут и спросят, кто он, откуда, что он любит, в какие игры играет, какие фильмы смотрит. Возможно, ему будет легче не растеряться и отвечать уверенно и прямо, если он заранее подумает над ответами на эти вопросы.
Скорее всего, в классе (особенно в первом) новеньким ребёнок будет не один. Кому-то в классе будет так же страшно и одиноко. Объясните ему, что можно подойти и спросить: «Привет! Ты тоже новенький? Я - да!» Вдвоём детям уже будет проще. Но замыкаться на первом найденном знакомом не стоит - ребёнку нужно познакомиться и с другими одноклассниками, понять, с кем у него больше общего.
Посоветуйте ребёнку показать его интересы и таланты. Возможно, он любит какую-то книгу, игру. Он может взять с собой вещи, которые помогут увидеть это людям с похожими интересами. В первые месяцы вообще важно делать то, что ребёнок любит: рисовать, петь, заниматься спортом, - это поможет ему притянуть близких по духу людей.
Нужно быть приветливым и научиться начинать разговор первым. Это не так сложно. Можно просто сделать комплимент или спросить что-то у одноклассника про него самого: «Отличная сумка! Классный цвет!», «О! Ты тоже любишь этот фильм (игру)! Важно научиться быть внимательным слушателем.
Люди любят помогать другим и выступать в качестве эксперта. Им всегда приятно знать, что они могут дать хороший совет и продемонстрировать жизненный опыт. Не нужно бояться спрашивать: «Я новенький и ничего здесь не знаю, не подскажешь, где здесь столовая? - и быть благодарным за помощь.
Если ребёнок ещё маленький, запишите его на кружок, который отвечает его интересам. Там он познакомится с детьми с похожими увлечениями. Подросток способен сам выбрать для себя дополнительные занятия, так что давить на него не стоит. Но напомните, что совместная деятельность лучше всего помогает завести друзей.
Ребёнку стоит активно участвовать в жизни класса, искренне высказывать своё мнение, но следить за тем, чтобы никого не задеть и не обидеть.
Можно найти одноклассника, который живёт рядом с вами, чтобы вместе ходить в школу. Совместный путь здорово сближает - это идеальное время, чтобы обсудить день, да и просто поговорить обо всём на свете.
Многие родители не одобряют компьютерные игры, но для детей это важная часть жизни. Пара партий в любимой игре- и ребёнку уже есть о чём поговорить с одноклассниками, чем заняться вместе.
Материал подготовила С. Г. Якунина, педагог-психолог ОЦДиК