arrow_back

Почему дети начинают грубить?

«Давай друг друга, доченька, простим,
Не убегай… мы так общались мало…
Присядь… мы по душам поговорим…
Всё не привыкну, что ты взрослой стала!» ...

Задумывались ли вы над тем, почему ваш 13-14 летний ребенок стал отдаляться: все чаще уединяется, не идет на контакт, а то и вовсе грубит? Многие сейчас скажут: «Да, все понятно! Наступил подростковый возраст: бурлят гормоны, друзья на первом месте!» и т.д. Да, это все так, но родители не догадываются, что 90% успеха в построении конструктивных и доверительных отношений с подростком это, прежде всего, работа самих родителей над собой…

«Я не знаю, что уже делать, руки опускаются, - на глазах у мамы слезы, - больше сил моих нет. На каждое мое слово огрызается, хамит, куда-то все время уходит. Сделайте что-нибудь с ним!».

Знакомая история? И с этими словами ко мне на консультацию приходит практически каждый родитель подростка…  После моих слов маме о том, что работать мы будем с ней (и с супругом), а не с ребенком и, что это работа не одного дня, мама сникает и начинает говорить, что ей некогда и она не сможет и вообще она считает, что проблема в ребенке и т.п… Все родители хотят, чтобы специалист достал волшебную палочку и в одночасье исправил ситуацию. Бывает сложно признаться самим себе, что проблема зачастую кроется именно в нас. Но, уважаемые родители, поймите, что никто кроме вас не сможет помочь, ведь лучше чем вы никто не знает ваших детей. Специалист -  это направляющий, а Целитель -  это вы и только вы!

Давайте разберемся….

Как много времени вы уделяете на общение с вашим ребенком? «Да мы каждый день общаемся, - отвечают родители, - Когда я на кухне он сам приходит, и мы разговариваем». Поймите, уважаемые родители, в этот момент вы общаетесь с картошкой и капустой, которые вы  шинкуете…  И, положа руку на сердце, как вы чаще всего общаетесь с детьми: «Какие оценки сегодня получил? Что задали? Ты уроки сделал? Почему опять не убрано в твоей комнате? С собакой погулял?» и т.п. И, ни одного вопроса о том, какие чувства, переживания, мысли сейчас у ребенка в голове…. А, вообще, знаете ли вы с кем общается ваш ребенок, кто ему нравится, что его волнует, какая музыка сейчас у него в приоритете, в каких группах он состоит в социальных сетях, чем увлекается и чем хотел бы заниматься, каким он видит свое будущее? Я уверена, многие родители задумаются прежде, чем ответить на эти вопросы, а большая часть так и не ответит. Грустно, не правда ли? И это мы затронули только тему общения…

А теперь давайте вспомним о том, что требования у нас к подростку, как к взрослому, а вот какими правами мы его наделяем… «Забери брата из детского сада, ты уже взрослый! Сходи в магазин, ты уже большой! Что ты ведешь себя, как маленький!». И его:

- Мам, можно я сегодня с ребятами подольше погуляю?

- Нет, вот будет тебе 17, тогда и поговорим!

Знакомо? И эта картина встречается почти в каждой семье подростка. Наша непоследовательность в словах и действиях, наши невыполненные обещания, приводят сначала к недоверию к нам со стороны ребенка, а потом и к отдалению.

А сколько раз они слышали от нас: «Я устала, давай потом поговорим… Мне сейчас некогда, сделай сам…  Отстань, я занята…». И это в те моменты, когда мы действительно нужны нашим детям. Конечно же, после этого они начинают искать поддержку у других людей, и не всегда положительных, и к нам уже не обратятся…

Об особенностях подросткового возраста написано много книг, поэтому я не буду сейчас говорить об этом. Просто нам, уважаемые родители, надо вспомнить себя в подростковом возрасте и понять чего нам самим не хватало в отношениях с родителями? Скорее всего, понимания, поддержки, чтобы к нашему мнению прислушивались и учитывали, чтобы мы были уверены, что в любой момент можем обратиться и нас услышат  и поймут, чтобы нам доверяли и относились как к самостоятельному и взрослому человеку…

Так что, уважаемые родители, начните работу с себя!

Будьте гибкими и терпимыми к вашим детям, общайтесь с ними на равных, относитесь с уважением к мнению ребенка, будьте последовательны в своих словах и действиях, и результат не заставит себя ждать!

Любите и принимайте детей такими, какие они есть, они – Ваше отражение!

Педагог-психолог,
учитель-дефектолог
И.Н. Караченцева