arrow_back

Плохое поведение ребенка - отражение внутрисемейных отношений

Часто на консультацию приходят родители с детьми младшего школьного возраста, у которых нет желания общаться с психологом. При этом родители считают иначе, имеют много претензий к детям и, заводя в кабинет, нередко восклицают: «Сделайте с ним (ней) что-нибудь! Он (она) стал(а) непослушным(ной). С ним (ней) что-то происходит. А я в коридоре подожду». 

Как правило, на предложение родителю остаться и пообщаться с психологом более подробно на тему волнующих вопросов возникает сопротивление («Я-то тут причем?! Со мной все в порядке!»). Когда получается убедить родителей в необходимости совместной работы, результат не заставляет себя ждать. Но, к сожалению, так происходит не всегда.

У многих родителей складывается впечатление, что поведение ребенка можно «исправить» без психологической коррекции взрослых. Однако, все происходящее с ребенком так или иначе связано с его семьей.

На поведение детей и их эмоциональное состояние огромное влияние оказывает воспитание ближайших взрослых (родителей, бабушек и дедушек) и общая семейная атмосфера. Эффективность работы с ребенком напрямую зависит от готовности родителей меняться самим. Поэтому взрослые должны быть полноценными участниками процесса психокоррекции. Ведь детская психика «улавливает» любые изменения при разговоре мамы и папы между собой. Таким образом, играть в мнимую доброжелательность при ребенке, скрывая конфликт, не самый лучший и здоровый способ отношений, который зачастую может спровоцировать появление таких проблем как:

  • детская капризность;
  • нежелание ребенка выполнять просьбы взрослых; 
  • агрессивное поведение со взрослыми и сверстникам;
  • замкнутость;
  • болезни, потеря или набирание лишнего веса;
  • снижение самооценки и появление неуверенности в себе.

Какие же ошибки взрослых могут приводить к вышеуказанным проблемам у ребенка?

  • Часто причиной служит несогласованность действий родителей при воспитании (один из взрослых что-либо разрешает, а другой, наоборот, запрещает).
  • Непоследовательные требования родителей к ребенку (сегодня телефон нельзя, а завтра можно, из-за чего неправильно формируется навык ответственного поведения).
  • Эмоциональная нестабильность взрослого, непредсказуемость его реакции на поступки ребенка.
  • Неумение взрослых проявлять любовь к ребенку.
  • Запрет ребенку на выражение эмоций, невнимательность к его желаниям, чувствам.
  • Авторитарность и чрезмерная требовательность к ребенку.
  • Гиперопека или гипоопека (отсутствие адекватных личных границ в семье).

Родителям бывает тяжело признать и осознать, что в психологической коррекции нуждается не только ребенок. Но если это происходит, то первое, с чего начинается решение проблем – это изучение с родителями семейной обстановки, выявление травмирующих факторов. А после этого как правило у ребенка (да и у родителя) снижается тревожность, пропадает раздражение.

Если вы чувствуете, что с вашим ребенком что-то происходит, но не понимаете, что делать, откуда это и как с этим поступить. Попробуйте приглядеться к своим поступкам. Если же вы не можете самостоятельно разобраться, то приходите на консультацию к психологу.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович