Письмо внутреннему ребенку (поддерживающая техника для родителей и подростков)
Эта поддерживающая техника для родителей и старших подростков. Применяется для формирования базового доверия к миру и людям, которое по каким-либо причинам не было сформировано должным образом или было потеряно в раннем детстве.
Базовое доверие к миру: как научиться доверять миру?
Одним из способов дать поддержку своему внутреннему ребенку (тому маленькому годовалому малышу, которого мама и папа время от времени оставляли одного в кроватке, а сами уходили в гости к соседям и долго не возвращались, которого они иногда поздно забирали из детского сада, могли оскорбить) является написание письма себе маленькому.
Наше подсознание воспринимает такую поддержку, как будто она происходила на самом деле. И это действительно работает! Такое письмо можно написать, а затем перечитывать (возможно дополнять) в сложные моменты жизни. И такая помощь чаще требуется не столько ребенку, сколько его родителям.
«Дорогой мой(моя) маленький(-ая) _________ (имя)! Это я, взрослый(-ая) _________ (имя), пишу тебе это письмо, чтобы поддержать тебя, рассказать тебе, что у тебя есть я – большой(-ая) и сильный(-ая) мужчина (женщина), который(-ая) может взять тебя на руки, прижать к себе , успокоить, убаюкать, поддержать тебя так, чтобы стало легко, спокойно и надежно.
Знай, я очень сильно люблю тебя. Я понимаю и чувствую твою боль (страх, тревогу), которые ты испытывал(-а), когда был(-а) маленьким(-ой).
Я понимаю, каково это – оставаться одному (одной) дома без мамы и папы и бояться одиночества, думать, что они больше никогда не вернутся.
Не бойся! К тебе пришел(-ла) я, чтобы рассказать, что этот мир не так уж страшен и враждебен, как тебе сейчас кажется, он вообще-то прекрасен.
А когда ты почувствуешь мою добрую поддержку, и я буду понимать, что мне удалось передать тебе всю мою любовь, то мир станет еще прекраснее.
Ведь я нес(-ла) этот горький детский страх (обиду, гнев, негодование и т.д.) всю свою жизнь…»
Здесь следует добавить свои личные мысли, переживания, описать своими словами эмоции и чувства. Написать то, что волнует, то, отчего тяжело, что тяготит, вызывает неприятные воспоминания и ощущения в теле.
А затем можно продолжить так:
«Я понимаю, что будучи ребенком все это пережил(-а), боролся(ась) и не сдавался (-лась) и у меня сформировалось определенное поведение. Но теперь его можно поменять, тот способ реагирования больше не требуется!
Я не виню своих родителей. Они были молодыми, хотели веселиться и многого не понимали. Они любили и любят меня, как умели и как умеют. Они сами прошли через свои ужасы в детстве. А я уже давно сам(сама) отвечаю за свою жизнь, сам(сама) справляюсь со своими проблемами, делаю и буду делать все возможное, чтобы жить радостно, любить и быть
любимым(-ой). В моем сердце такие запасы неизрасходованной любви, которой хватит надолго.
Обнимаю тебя. Знай, что теперь у тебя есть я, и этого никак не отнять.
Вместе мы можем многое. Помни, что вселенная – сфера дружеская. Как на нее реагируешь, так же она ответит тебе взаимностью.
Твой(твоя) большой(-ая) ________ (имя)».
Подобная техника помогает как взрослым, так и подросткам освободится от внутреннего конфликта, найти внутренний ресурс, поверить в себя и сформировать доверие к миру. Конечно, это может получится не сразу, но зачастую после первого письма положительные изменения заметны сразу.
Если самим сделать технику сложно или что не понятно, то можно обратиться за квалифицированной помощью к психологу. Вам всегда помогут, выслушают, и окажут необходимую поддержку.
Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович