arrow_back

Ответственность: когда и как формируется?

Научить ребенка ответственности трудно, иногда кажется, что проще сделать вместо него или полностью им руководить. Но, если взрослые будут сдерживать свое стремление «сделать как лучше», разрешат ребенку быть самостоятельным, дадут право выбора, то, в конце концов, он научится принимать решения и отвечать за них.

Подходящий возраст, чтобы начать развивать ответственность, - три года. Происходит это поэтапно, через игру и постоянное напоминание. Принцип такой: сначала за малыша все делает родитель, затем взрослый только помогает, и уже после ребенок совершает действие самостоятельно.

Чем старше ребенок - тем меньше родительского вмешательства. Если он успешно справляется с поручением, не стоит вмешиваться, а лучше отдать ему это право. Когда что-то не получается, помогите на первых порах, но потом снова отойдите в сторону.

Начиная с 5 лет список дел расширяется, но взрослые принимают решение, можно ли полностью передать заботу о чём-либо младшему члену семьи. Ведь он ещё не может правильно оценивать собственные возможности.

Начиная с 7 лет инициативность и самостоятельность поощряются. Первоклассник уже вполне способен собрать свой рюкзак. Объясните, что это его зона ответственности. Сначала можно контролировать этот процесс с минимальными подсказками, вроде «Проверь еще раз по дневнику, все ли на месте». Если вы будете заполнять дневник, отслеживать расписание уроков за ребенка, то у него вряд возникнет желание делать это самостоятельно - для этого у него есть родители, которые лучше знают, как правильно.

Окончательное формирование лобных долей мозга, которые отвечают за составление планов, прогнозы и позволяют контролировать свою деятельность, происходит только к 13 годам. Подросток в состоянии предусмотреть и оценить последствия своих поступков. Он точно знает, как отреагируют взрослые на одобряемое или, наоборот, асоциальное поведение. С детьми этого возраста хорошо работает правило «обязанности = права»: чем больше обязанностей, с которыми ребенок справляется, тем шире список его прав.

Материал подготовила Аносова Лариса Николаевна, педагог-психолог ОЦДиК

В статье использовались следующие источники: