arrow_back

Особенности сенсорного восприятия детей с ЗПР. Развитие восприятия дошкольников с ЗПР. Практические рекомендации.

Сенсорное развитие детей с задержкой психического развития отличается качественным своеобразием. Следует отметить, что зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия (зрительного, слухового, тактильного) несколько затруднен: снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия. Об этом свидетельствуют недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире, о себе и своем окружении. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности ощущать отдельные простейшие свойства предметов и явлений. А поскольку у детей с ЗПР каких-либо нарушений на уровне органов чувств не обнаруживается, ощущения эти достаточно правильны. 

Однако восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений: формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений, относящихся к нескольким органам чувств и уже имеющихся в коре головного мозга следов прошлых восприятий. Это взаимодействие и нарушено у детей с ЗПР. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, когда изображение представлено одной линией, силуэтом или пунктиром. Трудности вызывает и узнавание предметов, если они перечеркнуты (зашумлены) или «наложены» друг на друга. 

Ребенок с ЗПР за определенное время воспринимает меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник. Отставание развития зрительного восприятия ведет к трудностям в освоении чтения, нарушению различения сходных по написанию букв и цифр (например, дети путают цифры 3 и 8, 1 и 7, 6 и 9; буквы А и Л, Н и П. 

Игры и упражнения на развитие восприятия.

  • Сортировка по цвету, форме, величине. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т. д. Организовать игру можно различными способами: раскладывать предметы по мисочкам, «прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном), бросать предметы в отверстия нужного цвета/формы/размера. 
  • «Чего не хватает». Это упражнение развивает зрительное восприятие, мышление и внимание к деталям. На листе бумаги изобразите несколько предметов или животных, но не дорисовывайте их до конца. Один или несколько существенных признаков предметов должны отсутствовать (например, заяц без ушей, стол без ножки, машина без колес), а задача крохи – сказать, чего не хватает на картинке. 
  • «Путаницы». Покажите малышу картинку с наложенными друг на друга контурами знакомых ему предметов. Ребенок должен назвать всех, кто на ней изображен.
  • Пазлы и разрезные картинки. Эти игры, в которых ребенку требуется собрать целую картину из кусочков, отлично развивают зрительное восприятие.
  • «Угадай по запаху». Из подручных средств можно составить целый аромонабор (например, чеснок, кофе, корица, ягоды, огурец, лимон, шоколад и так далее). Попросите кроху закрыть глаза и угадать предмет по запаху. Также можно предложить малышу нарисовать, с чем у него ассоциируется тот или иной аромат.
  • «Чей звук?». Взрослый прячется за ширмой и с помощью предметов издает различные звуки: шуршит пакетом, рвет бумагу, стучит ложками, звенит колокольчиком, переливает воду и так далее. Кроха должен догадаться, какому предмету соответствует каждый звук.
  • «Волшебный мешочек». Для этой игры понадобится непрозрачный мешочек и мелкие предметы различной формы и текстуры. Основываясь на своих тактильных ощущениях, малыш должен вытащить ту вещь, которую Вы ему опишете.

Статья подготовлена учителем-дефектологом
Евсеевой А. В. с использованием материалов
из книг С. Ю. Кондратьева «Если у ребенка ЗПР», О. Г. Приходько,
Т. Ю. Моисеева «Коррекционная работа с дошкольниками.
Методическое пособие для педагогов и психологов»,
с сайта www.center-sozvezdie.ru