arrow_back

Ошибки родителей в воспитании детей

Пожалуй, нет ни одного родителя, который бы не совершил ошибку при воспитании ребенка. Как правило, их наберется даже несколько. Ниже представлены наиболее распространенные ошибки при воспитании ребенка, которых можно избежать, просто обладая правильной информацией.

1. Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому что он много знает для своего возраста: времена года, начал читать и даже писать. Как говорит нейролингвист, профессор кафедры общего языкознания СПбГУ Черниговская Т.В. «Не начинайте учить ребенка слишком рано», ведь непосредственно обучением должна заниматься школа. Интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста.

Психологи в качестве критериев подготовленности ребенка к школе принимают во внимание следующие показатели: 

- гармоничное физическое развитие и координация движений, 
- желание пойти в школу, 
- умение управлять своим поведением (ловкость, физическая выносливость), 
- владение приемами умственной деятельности, 
- проявление самостоятельности (умение самостоятельно одеваться, мыться, играть, совершать простые покупки), 
- отношение к детям и взрослым (поддержание разговора), 
- отношение к труду, 
- умение ориентироваться в пространстве и тетради.

2. Ребенка рано отдают в школу. Нельзя сбрасывать со счетов биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Биологически несозревшего ребенка лучше в школу не отдавать, т.к. у него не сформирована рука. Проверить сформирована ли рука можно следующим образом: попросить ребенка ставить точки в клеточки. В норме ребенок проставляет 70 точек за 1 минуту. Если результат ниже, то вполне возможно, что рука еще не окостенела. Что касается зубов, к моменту поступления ребенка в школу у него должны смениться 4 передних зуба: 2 внизу и 2 вверху. Таким образом, биологическая неготовность ребенка к школе ведет, как правило, к тяжелой школьной адаптации (ребенок быстро устает и не справляется), а это вероятность того, что ребенок начинает тихо ненавидеть школу.

В качестве проверки физической зрелости используется филиппинский тест: дотянуться рукой через голову до противоположного уха. Достать ухо через голову – это несложное упражнение, тестирующее именно физиологическую сформированность будущего первоклассника. Если ребенок без кривляний, спокойно дотягивается левой рукой до правого ушка, а правой - до левого, то тест пройден. Если же начинает баловаться или просто физически не справляется, то стоит задуматься - а не слишком ли вы торопите своего ребенка с обучением?

3. Дети не посещают детский сад. Отсутствие контакта со сверстниками ведет к отсутствию произвольного поведения, когда ребенок вынужден, чтобы играть с другими, соблюдать правила, даже если ему не очень хочется, считаться с чужим мнением и желанием, жить в коллективе.

4. Неблагополучие в семье: ребенок, привыкший к высокому эмоциональному отрицательному накалу во время переживаний по поводу своей семьи, как правило, уже просто не реагирует на проблемы по поводу учебы и отметок – у него просто не хватает на это энергии.

5. Отсутствие четкой организации жизни ребенка, несоблюдение режима дня, безнадзорность в быту – дети, которые организованы помимо школы, т.е. посещают какие-то интересные для них занятия, как правило, несмотря на нагрузку, более мотивированы на учебу.

6. Нарушение единства требований к ребенку со стороны родителей (всегда есть лазейка для ребенка что-то сделать не так, как надо, «столкнуть родителей лбами», пожаловаться бабушке и дедушке на родителей).

7. Неправильные методы воспитания: подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека.

8. Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины для этих проявлений (соматическое состояние, психологические особенности, особенности умственного развития и пр.).

9. «Убивание» мотивации к обучению путем высмеивания, некорректных высказываний, сравнения с другими детьми, «загон» ребенка в ситуацию неуспеха, неудачи и пр. 

Проецирование своих ожиданий на дочь или сына — это, наверное, самая распространенная ошибка родителя, не всегда даже осознаваемая.

10. Родители верят в то, что дети должны разделять интересы, которые были у них в детстве, и порой не допускают даже мысли о том, что их ребенку это может быть совсем не интересно. Давление родителей может быть тем сильнее, чем меньше им самим удалось реализоваться в интересующих их областях.

Материал подготовлен педагогом-психологом ОЦДиК
Карпузовой Л.В при использовании данных сайта konspekteka.ru