arrow_back

Организация логопедических занятий дома

Многих родителей беспокоит правильность произношения звуков речи ребенком.

Сегодня мы с Вами поговорим о том, как научить ребенка правильно произносить звуки в домашних условиях. 

Начнем с артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, щек, подъязычной уздечки.

При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:

1. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
2. Повторять каждое упражнение от 2 до 10 – 15 раз.
3. Выполнять комплекс упражнений ежедневно.
4. Если ребенку трудно выполнять весь комплекс, можно выполнять по несколько упражнений в течение дня.
5. Можно использовать механическую помощь (чайную ложечку, шпатель, чистый палец)

Хорошо ввести своеобразный ритуал подготовки к занятию, чтобы ребенок включался в него без конфликта.

Примерный алгоритм занятия:

· организационный момент (1-2 минуты) -  активация внимания ребенка. Не говорите: «Сейчас мы с тобой будем учить…», лучше сказать «Иди, поиграем вместе!», ведь игра — самый действенный способ научить ребенка чему-то важному. 
· вступление 1-2 минуты: (активация интереса). Расскажите, что за веселую игру вы предлагаете и зачем. 
· 10-15 минут: и основная часть (собственно занятие)

Каждые 3-5 минут, в зависимости от усидчивости и возраста малыша, обязательно проводите физкультминутку.

Это нужно для переключения внимания и сброса напряжения.

· Заключение: 1-2 минуты - поблагодарите и похвалите ребенка за его старания.

Когда у каждого занятия есть структура, родителям проще ориентироваться в ситуации, а ребенок при этом воспринимает упражнения как игру и просто рад общению с мамой или папой. Уроки становятся желанными.

С комплексами упражнений артикуляционной гимнастики можно познакомиться в различных пособиях и на сайте https://vsegda-ryadom.ru.

Автоматизация и дифференциация звуков. Если ваш ребенок на этапе автоматизации звуков в слогах, словах и предложениях, в интернете масса книг, которые вам помогут правильно и поэтапно выстроить занятия:

  • альбомы Комаровой Л.А. — у нее есть 10 альбомов на разные звуки. Можно заниматься, не распечатывая. Главное, не спешить, проходить страницу за страницей.
  • книги И.В. Баскакиной, М.И. Лынской  - «Логопедические игры» (для звуков Р, Л, Ш, Ж, Ц, С, З)
  • Книги, в которых много разных чистоговорок и скороговорок.

Развитие лексики и грамматики. Если у вашего ребенка стоит логопедическое заключение ОНР 3 или 4 уровня, то работу над лексико-грамматическим строем речи нельзя игнорировать. Пособия, которые помогут Вам в работе:

  • Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Тетрадь логопедических заданий». В пособии есть задания и на лексику, и на обучение грамоте, и на грамматику.
  • А. Журавлева, В. Федиенко «Домашняя логопедия»
  • Н.Э. Теремкова  «Логопедические домашние задания» и «Учусь пересказывать»

Неговорящие дети (ЗРР, ОНР 1 уровня) и дети с заключением ОНР 2 уровня (если очень кратко: в речи есть фраза, глаголы и существительные, но речь малоразборчивая и с искажением слов). Если Вы перестали  на время заниматься  с логопедом, продолжайте заниматься дома. Лучше по рекомендациям вашего логопеда. Если их нет, то работайте над звукоподражаниями, предметными и сюжетными играми. Старайтесь находить каждый день время для речевых игр. Проводите занятия по пособиям Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе», Травкиной Ж. «Слоговые упражнения».

Только систематические занятия дадут положительный результат.

Если у Вас остались вопросы, записывайтесь на онлайн – консультацию.

ВСЕГДА РЯДОМ УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД
СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА ВЫСОЦКАЯ