Организация логопедических занятий дома
Многих родителей беспокоит правильность произношения звуков речи ребенком.
Сегодня мы с Вами поговорим о том, как научить ребенка правильно произносить звуки в домашних условиях.
Начнем с артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика – это специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, щек, подъязычной уздечки.
При выполнении упражнений артикуляционной гимнастики следует помнить:
1. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом.
2. Повторять каждое упражнение от 2 до 10 – 15 раз.
3. Выполнять комплекс упражнений ежедневно.
4. Если ребенку трудно выполнять весь комплекс, можно выполнять по несколько упражнений в течение дня.
5. Можно использовать механическую помощь (чайную ложечку, шпатель, чистый палец)
Хорошо ввести своеобразный ритуал подготовки к занятию, чтобы ребенок включался в него без конфликта.
Примерный алгоритм занятия:
· организационный момент (1-2 минуты) - активация внимания ребенка. Не говорите: «Сейчас мы с тобой будем учить…», лучше сказать «Иди, поиграем вместе!», ведь игра — самый действенный способ научить ребенка чему-то важному.
· вступление 1-2 минуты: (активация интереса). Расскажите, что за веселую игру вы предлагаете и зачем.
· 10-15 минут: и основная часть (собственно занятие)
Каждые 3-5 минут, в зависимости от усидчивости и возраста малыша, обязательно проводите физкультминутку.
Это нужно для переключения внимания и сброса напряжения.
· Заключение: 1-2 минуты - поблагодарите и похвалите ребенка за его старания.
Когда у каждого занятия есть структура, родителям проще ориентироваться в ситуации, а ребенок при этом воспринимает упражнения как игру и просто рад общению с мамой или папой. Уроки становятся желанными.
С комплексами упражнений артикуляционной гимнастики можно познакомиться в различных пособиях и на сайте https://vsegda-ryadom.ru.
Автоматизация и дифференциация звуков. Если ваш ребенок на этапе автоматизации звуков в слогах, словах и предложениях, в интернете масса книг, которые вам помогут правильно и поэтапно выстроить занятия:
- альбомы Комаровой Л.А. — у нее есть 10 альбомов на разные звуки. Можно заниматься, не распечатывая. Главное, не спешить, проходить страницу за страницей.
- книги И.В. Баскакиной, М.И. Лынской - «Логопедические игры» (для звуков Р, Л, Ш, Ж, Ц, С, З)
- Книги, в которых много разных чистоговорок и скороговорок.
Развитие лексики и грамматики. Если у вашего ребенка стоит логопедическое заключение ОНР 3 или 4 уровня, то работу над лексико-грамматическим строем речи нельзя игнорировать. Пособия, которые помогут Вам в работе:
- Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. «Тетрадь логопедических заданий». В пособии есть задания и на лексику, и на обучение грамоте, и на грамматику.
- А. Журавлева, В. Федиенко «Домашняя логопедия»
- Н.Э. Теремкова «Логопедические домашние задания» и «Учусь пересказывать»
Неговорящие дети (ЗРР, ОНР 1 уровня) и дети с заключением ОНР 2 уровня (если очень кратко: в речи есть фраза, глаголы и существительные, но речь малоразборчивая и с искажением слов). Если Вы перестали на время заниматься с логопедом, продолжайте заниматься дома. Лучше по рекомендациям вашего логопеда. Если их нет, то работайте над звукоподражаниями, предметными и сюжетными играми. Старайтесь находить каждый день время для речевых игр. Проводите занятия по пособиям Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе», Травкиной Ж. «Слоговые упражнения».
Только систематические занятия дадут положительный результат.
Если у Вас остались вопросы, записывайтесь на онлайн – консультацию.
ВСЕГДА РЯДОМ УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД
СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА ВЫСОЦКАЯ