О запретах
Наличие запретов важно в жизни ребенка. Запреты – это обозначение границ опасного-безопасного, подходящего-неподходящего. Любые ограничения – это то, на что ребёнок может опираться, сталкиваясь с неопределенностью. Однако по мере взросления ребенку необходим гибкий баланс между «нельзя» и «можно», между «запрещено» и «разрешено».
Для определения такого баланса и жесткости запрета можно использовать, например, цветную шкалу (описана в книге И. Млодик):
«Красные запреты – запреты, которые не обсуждаются. Чаще всего эти запреты касаются безопасности ребенка.
Оранжевые запреты – те запреты, которые можно обсудить, объяснить, взвешивая «за» и «против».
Желтые запреты – те ограничения, про которые родители могут сказать «мне бы не хотелось, я буду очень беспокоиться, для тебя это не очень полезно»
Зеленые запреты – ребенок решает сам, придерживаться ли их или нет».
Тут важно самому родителю понимать:
- что стоит строго запретить, а о чем договориться?
- как родитель сам себе объясняет необходимость запрета?
- запрещает родитель из своей интуиции и опыта или из своей родительской тревоги?
При этом стоит помнить еще о таких двух моментах: «любые запреты вызывают у человека сильные чувства. Запрещая ребенку что-то, важно быть готовым либо к этим сильным чувствам, либо предложите ребенку столь же интересную альтернативу».
Материал подготовила Е.А.Болдырева, педагог-психолог ОЦДиК, с использованием отрывков из «Книги для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему», автор И.Ю.Млодик.