arrow_back

О запретах

Наличие запретов важно в жизни ребенка. Запреты – это обозначение границ опасного-безопасного, подходящего-неподходящего. Любые ограничения – это то, на что ребёнок может опираться, сталкиваясь с неопределенностью. Однако по мере взросления ребенку необходим гибкий баланс между «нельзя» и «можно», между «запрещено» и «разрешено».

Для определения такого баланса и жесткости запрета можно использовать, например, цветную шкалу (описана в книге И. Млодик): 

«Красные запреты – запреты, которые не обсуждаются. Чаще всего эти запреты касаются безопасности ребенка. 

Оранжевые запреты – те запреты, которые можно обсудить, объяснить, взвешивая «за» и «против».

Желтые запреты – те ограничения, про которые родители могут сказать «мне бы не хотелось, я буду очень беспокоиться, для тебя это не очень полезно»

Зеленые запреты – ребенок решает сам, придерживаться ли их или нет». 

Тут важно самому родителю понимать: 

- что стоит строго запретить, а о чем договориться?
- как родитель сам себе объясняет необходимость запрета?
- запрещает родитель из своей интуиции и опыта или из своей родительской тревоги?

При этом стоит помнить еще о таких двух моментах: «любые запреты вызывают у человека сильные чувства. Запрещая ребенку что-то, важно быть готовым либо к этим сильным чувствам, либо предложите ребенку столь же интересную альтернативу». 

Материал подготовила Е.А.Болдырева, педагог-психолог ОЦДиК, с использованием отрывков из «Книги для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему», автор И.Ю.Млодик.