О развитии эмпатии у детей старшего дошкольного возраста
Важное значение в современном мире приобретает осознание человеком своих взаимоотношений с другими людьми, самого себя. Развитие личности, способной сочувствовать, сопереживать, а также воспринимать эмоции других людей обеспечивает более успешную адаптацию ребенка в современном социокультурном пространстве. Умение сопереживать обозначается термином «эмпатия», который А. В. Запорожец определяет как «эмоциональную реакцию на состояние другого человека, основную форму проявления эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие». К чертам эмпатичных детей можно отнести: умение избегать конфликтов, понимание ситуации, внимательность, высокий уровень развития коммуникативных навыков.
Эмпатия развивается с раннего детства, приобретая при этом различные эмоциональные оттенки. Основу для развития этого чувства, в первую очередь закладывают родители в ребенке, а затем способствуют его росту. Наиболее благоприятный возраст для развития эмпатии – это старший дошкольный возраст, это связано с тем, что именно в этом возрасте у ребенка формируется способность сочувствовать другим людям. Кондрашова Н. В., Турбаева А. А. в работе «Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок» отмечают, что к одному из наиболее эффективных средств воспитания эмпатии у детей старшего дошкольного возраста относится народная сказка. Сказочные образы вызывают у детей сопереживание героям, заставляют оценивать их эмоциональное состояние. Немаловажно для определения симпатий ребенка то, что сказочные герои имеют четкую моральную ориентацию, что помогает ребенку разграничить добра и зла, однозначно определить на чьей стороне его симпатии. Для развития эмпатии у детей авторы предлагают использовать следующие приемы:
- «Спасательные ситуации в сказках» (придумать различные варианты сюжета знакомых сказок и концовки к ним, учитывая непредвиденные обстоятельства, в которые попадают герои. Например, ситуации спасения главного героя, ситуации морального выбора между добром и злом, ситуации, требующие проявления доброжелательного, отзывчивого отношения к окружающим);
- «Любимые герои сказок» (составить нравственный портрет героя народной сказки и попытаться объяснить, доброжелателен ли герой к окружающим или нет);
- «Продолжи сказку» (придумать продолжение сюжета с учетом возможного изменения обстоятельств, в которые попадут главные герои);
«Коллаж из сказок» (позволяет обсудить поступки героев любимых народных произведений, а также последствия совершенных дел для окружающих, закрепить знания о них);
- «Волшебные слова» (просмотрев или прослушав отрывок из сказки ребенок отгадывает «волшебное слово», которое главный герой «тихо» произнес в адрес своего собеседника, обращаясь к нему с просьбой, благодарностью или за советом, а также подобрать другие уместные в данной ситуации формулы вежливого приветствия, прощания, извинения и пр.).
Материал подготовила Беспятова Ксения Владимировна, педагог-психолог ОЦДиК.