arrow_back

О личных границах подростка. Что не стоит делать родителям.

Личные границы! Сколько эти слова могут вызывать эмоций как негативных, когда они нарушаются, так и позитивных, когда их соблюдают и уважают.

Личные границы для подростка - особая тема. Нам, родителям, подросток кажется вполне себе взрослым и самостоятельным, и часто мы забываем, что внешне зрелый вид не показатель, ребенок еще не имеет достаточного жизненного опыта и потому очень уязвим. Кроме того, его легко «задеть», обидеть, вывести из равновесия, ведь в этом возрасте происходит перестройка организма и «эмоциональные качели» на фоне гормонального дисбаланса нормальное явление. Поэтому нам, родителям, важно в процессе взаимодействия учитывать особенности состояния ребёнка. Ведь важнее всего в этот период дать подростку поддержку и сохранить доверие в отношениях.

Итак, что же точно не следует делать:

1. Входить в комнату без предупреждения. Пока ребенок маленький, мы привыкаем быть с ним одним целым и не особо считаемся с его границами. И если всё это время ребёнок не обращал внимание на такие мелочи, как его личное пространство, то теперь для него это значимо так же, как и для нас. Если у ребёнка нет своей комнаты, важно выделить для него пространство, которое он будет считать своим и, доступ к которому он мог бы ограничить для других.

 

2.       Рыться в личных вещах ребёнка без его согласия и участия. Это очень травмирует подростка, создаёт у него чувство незащищённости, усиливает уязвимость. Да, раньше мы могли на своё усмотрение прибраться в детском шкафу, выкинуть старые игрушки, перебрать вещи, но теперь лучше изменить эту привычку. Даже если вы считаете, что в комнате беспорядок, всё, что вы можете сделать, это сообщить ребёнку ваше мнение и попросить навести порядок.

3. Унижать, оскорблять подростка. Да, родители не всегда умеют совладать с собой, и часто оскорбление вырывается от безысходности. Но согласитесь, вряд ли подобное поведение будет способствовать контакту с ребенком. Скорее в ответ вы получите агрессию, а свои истинные чувства подросток уже не станет с вами обсуждать.

4. Приказывать, заставлять. Подросток будет требовать учёта своего мнения и желаний. Сопротивление приказам - неотъемлемый этап становления внутренней ответственности и свободы. Поэтому лучшее, что можно сделать - это научить подростка договариваться, принимать собственные решения, уметь аргументировать свою позицию.

5. Применять физическую силу. Физические наказания рождают чувство унижения, обиды, жалости к себе. Невозможность ответить обидчику ложится грузом подавленной агрессии. Всё это впоследствии приведёт к аутоагрессии и суицидальным мыслям.

6. Грубо вмешиваться в личные дела, чрезмерно контролировать. Если вы предполагаете вырастить самостоятельного, осознанного человека, то следует научиться доверять ребёнку и делегировать ему ответственность за его поступки и дела. Позиция родителя скорее должна быть как позиция наставника, готового поддержать и поделиться жизненным опытом. Но помните, что из предложенного вами личного опыта ребенок возьмет то, что ему близко и понятно. 

7. Оскорблять или плохо отзываться о друзьях. Круг общения – это личный выбор подростка. Он обуславливается определенными потребностями ребенка. Поэтому ваши негативные (необоснованные) отзывы о друзьях будут восприниматься скорее как личное оскорбление, приводящее к недопонимаю. Если вы обеспокоены тем, с кем дружит ребёнок, лучше обсудить с ним об это. Так вы сохраните доверительные отношения и сможете выяснить, что даёт ребёнку эта дружба, какие потребности она компенсирует.

Выполняя такие нетрудные рекомендации, вы сможете помочь своему ребёнку сохранить личные границы и обрести уверенность в своих силах. Ведь подросткам очень нужна поддержка родителей, что бы они нам не говорили.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович