arrow_back

О детской дружбе

Однажды рядом с вашим ребенком появляется человек не менее значимый, чем вы. Отнеситесь к этому серьезно, с пониманием, ведь у детей, как и у взрослых, вполне может быть настоящая дружба.

В каком возрасте это понятие приобретает смысл в жизни ребенка, насколько долговечны и значимы первые дружеские отношения, должны ли вы каким-то образом регулировать их? Давайте разбираться.

В возрасте примерно двух лет малыши начинают испытывать интерес друг к другу. Конечно, этот интерес в большой степени инициируют сами родители, обращая внимание малыша на играющих рядом сверстников. Играя на одной площадке, дети находятся рядом, но их контакты скорее поверхностны и непрочны. По мере взросления к детям приходит более реалистичное ощущение себя и своего места в социуме (в семье, детском саду, на площадке). Они начинают видеть и воспринимать своих сверстников с иной точки зрения. Конечно, первые попытки общения бывают не всегда удачными, т.к. дети еще только учатся понимать чувства друг друга. Поэтому наша помощь, а иногда и некоторое вмешательство будут весьма кстати на этом этапе.

По мере взросления ребенка его связь с родителями несколько ослабевает, уступая все больше места социальным контактам со сверстниками. А так как для большинства взрослых способность с легкостью находить друзей это признак психологического благополучия ребенка, они часто волнуются из-за количества друзей у ребенка, что он будет чувствовать себя растерянным и одиноким в незнакомой среде. Однако психологи указывают на то, что в большей степени возможность завести друзей приходится на возраст шести-семи лет, то есть как раз при смене привычной среды ребенка, когда он становится наиболее уязвим и тревожен. Связанное с грядущими переменами ощущение обособленности подводят ребенка к открытию, что, если ты не один, ты более защищен. Не случайно первая детская дружба похожа на своего рода влюбленность. Друг помогает «выйти» за пределы родительского влияния, освоить то, на что ребенок не осмелился бы сам. Дистанцируясь от родительской опеки, ребенок открывает собственное «Я», лучше себя понимает и начинает по-другому видеть других людей. Он получает бесценный опыт – возможность видеть себя глазами своих друзей, смотрящих на него с позиции, совершенно отличной от родительской. Так дети познают собственное «Я» и «Я» других людей, адаптируясь к жизни.

Кроме того, если ребенок в детстве научится общаться со сверстниками и разрешать конфликты, ему будет легче строить отношения с людьми. Ощущение, что друг тебя любит и ценит, помогает поверить в себя. Исследования показали, что дети, у которых был хотя бы один близкий друг, со значительно меньшей вероятностью будут испытывать одиночество и депрессию во взрослом возрасте. У них также выше шансы на успешные романтические отношения.

Часто родители, желая самого лучшего для своего чада, не замечают, как мешают естественному процессу дружбы ребенка. Хотя бывают действительно непростые ситуации, когда все-таки необходимо вмешаться. Например, друг переехал и теперь живет далеко или перестал общаться. В этот непростой момент следует поддержать ребенка, найти слова утешения, а лучше всего обнять и сказать о своей любви, а потом уже разбираться, что произошло. Главное — дать ему понять, что любая ситуация разрешима, его вины в происходящем нет и помочь разобраться что и как можно сделать с ложившейся ситуации.

Еще возможно вмешательство в дружеские отношения ребенка, в случае если дети слишком неразлучны, и их дружба становится похожа на зависимость. Здесь важно разобраться в ситуации, пообщаться с обоими детьми (возможно, это только родительские страхи). Но если проблема действительно существует, стоит постепенно ограничить общение детей.

Бывает и так, что ребенок долго не может найти друзей. С ним никто не дружит в детском саду/школе, нет своей компании во дворе, да и вообще он редко выходит из дома и общается в основном с виртуальным партнерами по компьютерным играм. Чтобы помочь ребенку найти друзей, выходите с ним почаще гулять в места. Где он может познакомится со сверстниками (парк, спортивная площадка), сходите в гости к друзьям. Можно попробовать записать его на занятия в спортивную секцию или в бассейн, принять участие в мастер-классах, бывать в театре и на концертах. Не обязательно в результате возникнет крепкая дружба, но у ребенка расширится круг общения, появится опыт знакомства с разными детьми, наконец, будет больше жизненных впечатлений и тем для разговоров со сверстниками. Даже то, что вы уделяете ему внимание и беспокоитесь о нем, уже некая помощь в такой ситуации.

А если вы считаете, что одиночество его сильно беспокоит и мешает радоваться жизни, имеет смысл обратиться за консультацией к психологу.

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович