arrow_back

Нянька для ляльки

Еще в прошлом столетии психологи выделили черты, присущие людям в зависимости от порядка рождения. Обычно старшие дети отличаются ответственностью, склонностью брать на себя много обязанностей, трудоголизмом, перфекционизмом, способностью лидировать и руководить. 

Одно дело, если просьбы помочь с малышом периодические и не занимают много времени. Совсем другое — когда на старшего возлагают родительские функции: ежедневно отводить в сад и забирать, гулять, кормить или контролировать выполнение домашней работы. 

Потеря детства 

Дети, которые становятся нянями своим младшим братьям и сестрам, с завистью смотрят на своих ровесников, у которых нет такой ноши. Злоупотребляя помощью старшего, родители могут посягать на его личное время и, например, навязывать на прогулку с друзьями малыша. В итоге вместо отдыха — бдительный присмотр. 

А бывает и так, что взрослые перестают нести ответственность за нового ребенка: например, когда у матери послеродовая депрессия, а отец все время работает, или, когда родители пьющие. Старший настолько погружается в уход за младшим, что становится в одну линию с взрослыми или даже заменяет их. 

Нежелание заводить семью

Пресыщение ответственностью в детстве приводит к тому, что, вырастая, человек не спешит или совсем отказывается заводить детей. Чем дольше ребенок не жил своей жизнью, отказывался от своих занятий и общения со сверстниками ради помощи родителям, тем больше времени потребуется, чтобы восполнить этот пробел.

Тревожность

Делегируя родительские функции, некоторые взрослые заходят слишком далеко: дают несоразмерные возрасту задачи, оставляют детей одних на слишком длительное время и ругают, если с младшим что-то произошло. 

Иногда у старшего нет возможности и ресурсов, как у взрослых, предотвратить опасные ситуации, которые могут случиться с малышом. А постоянное беспокойство о безопасности младшего и страх получить наказание от родителей, если с ним что-то случилось, приводят к истощению и стрессу. 

Навязывание ответственности порождает конфликты и агрессию. 

Лучше, если помощь старшего будет заключаться не в том, чтобы нянчиться, а в бытовых делах: сходить в магазин, пропылесосить или помыть посуду, пока взрослые ухаживают за младшим. 

Старший не обязан любить младшего. Завести еще одного ребенка — это выбор родителей, даже если он мечтал о брате или сестре. 

Если у старшего больше обязанностей, у него должно быть и больше прав. Например, ему можно дольше не ложиться спать или играть в компьютер. Эта иерархия необходима для обоих детей: старшему, чтобы ощущал преимущества помощи родителям, младшему, чтобы воспринимал своего старшего как авторитета. 

Старшие и младшие дети — это не два противоборствующих лагеря, а отдельные личности, к которым необходимо найти свой особый подход. И цель родителей — обеспечить им комфортную жизнь в семье с гармоничными, поддерживающими, заботливыми отношениями.

Материал подготовила Аносова Лариса Николаевна, педагог-психолог ОЦДиК

В статье использовались следующие источники: