Нуждаются ли дети в друзьях?
Очень многих родителей беспокоит то, что у ребенка нет друзей-ровесников. Разве дети не нуждаются в общении? И что такое дружба?
Дружба — это, в первую очередь, взаимное уважение. Это устойчивые личные бескорыстные взаимоотношения на основе симпатии и общности интересов.
Сама концепция дружбы бессмысленна, когда применяется к незрелым людям. Во взрослом возрасте мы не рассматриваем человека, как своего друга, если он не принимает нас во внимание, не признает наши границы и не уважает в нас личность. Настоящий друг приветствует наше развитие и рост вне зависимости от того, как это может отразиться на наших с ним отношениях. Таким образом, подлинная дружба невозможна до тех пор, пока не будет достигнут определенный уровень зрелости.
До тех пор, пока дети не способны к настоящей дружбе, они на самом деле нуждаются не в друзьях, а в привязанности. Единственная же привязанность, необходимая ребенку, — это привязанность к семье и к тем, кто делит с семьей ответственность за него. В чем ребенок действительно нуждается - так это в том, чтобы стать способным к настоящей дружбе, являющейся плодом взросления, который созревает в контексте надежных отношений с заботящимися о нем взрослыми. Поэтому полезнее развивать отношения со взрослыми в жизни наших детей, чем фанатично стремиться включить ребенка в общение с его сверстниками.
И еще несколько слов о дружбе. Для собственного развития детям гораздо важнее наладить отношения с самим собой, чем со своими сверстниками. Ребенку важно научиться саморефлексии, которая тоже является плодом взросления.
Когда человек вступает в отношения с самим собой, когда он сам себе интересен и ему с собой не скучно - он может наслаждаться своей компанией, соглашаться и не соглашаться со своими идеями, одобрять или не одобрять себя. Очень часто отношения с другими людьми замещают отношения с самим собой или становятся попытками заполнить собственный вакуум. Когда человеку некомфортно с собой, то он особенно сильно стремится к обществу других людей.
До тех пор, пока ребенок не научится обращаться с собственным «Я», он не будет готов к развитию подлинных взаимоотношений с другими детьми. Потому для такого ребенка будет полезнее проводить время в общении со взрослыми или в творческих играх в одиночестве.
При подготовке статьи была использована литература:
- Г. Ньюфелд, Г. Матэ «Не упускай те своих детей», Л. Петрановская «Тайная опора»
Материал подготовила С. Г. Якунина, педагог-психолог ОЦДиК.