arrow_back

Нейротренажеры – развитие межполушарного взаимодействия у детей

Межполушарное взаимодействие – это способность обоих полушарий головного мозга работать вместе, совмещая свои уникальные функции. Левое полушарие отвечает за аналитическое мышление, логику, язык и математические навыки, в то время как правое полушарие отвечает за интуицию, креативность, пространственное восприятие и эмоции.

Для развития межполушарного взаимодействия существует несколько методов и техник. Одним из них является использование нейротренажеров – специальных программ или устройств, которые помогают стимулировать и тренировать работу обоих полушарий головного мозга.

Нейротренажеры представляют собой серию задач и упражнений, разработанных специалистами для активации определенных областей головного мозга и повышения его эффективности. Эти задачи могут быть решены только при активном использовании обоих полушарий.

Типы нейротренажеров:

  1. Задачи на переключение внимания. Обычно они представляют собой игровые задания, в которых необходимо быстро и точно переключаться между различными видами задач – например, распознавать образы, считать числа или заполнять пропущенные буквы в словах. Отличным примером такого типа нейротренажера являются таблицы Шульте, методика «Динамические точки», а также простая работа с вписыванием пропущенных букв в словарных словах. Это тренирует работу обоих полушарий и способствует развитию межполушарного взаимодействия.
  2. Тренировки на улучшение памяти. Задачи такого рода помогают активировать обе полушария для запоминания и восстановления информации. Например, можно использовать задания по памяти на цвета или формы, где необходимо запомнить последовательность определенных цветов или фигур.
  3. Деревянные нейротренажеры (доски). Игра с тренажером развивает межполушарное взаимодействие, а также стимулирует работу мозжечка. Такая нейроигрушка для развития представляет собой деревянную дощечку, на которой вырезан лабиринт в виде спирали или квадрата. Задача играющего: балансируя доской, прокатить шарик из одного края лабиринта в другой. А выполнить это упражнение можно только при синхронной работе обоих полушарий. 
  4. Балансир. Он представляет собой специальную неустойчивую площадку, на которой нужно удержаться с помощью координации и умения балансировать. Такой тип нейротренажеров может стать веселой игрой для всей семьи. 
  5. Составление рядов, карт, списков. Данный тип нейротренажеров предлагает развитие межполушарного взаимодействия через создание ассоциативных карт (mind maps) или решении кроссвордов, головоломок.

Важно отметить, что использование нейротренажеров должно быть регулярным и систематическим, тогда оно становится целесообразным. Как и в случае с другими тренировками, для достижения желаемых результатов необходимо уделять им время и усилия. Рекомендуется проводить тренировки несколько раз в неделю, по 20-30 минут.

Кроме нейротренажеров, существуют и другие способы развития межполушарного взаимодействия. Например, можно заниматься танцами или играть на музыкальном инструменте – это активизирует работу обоих полушарий головного мозга одновременно. Также полезными являются задачи на переключение доминантной руки при выполнении привычных действий – например, чистить зубы левой рукой (если вы правша) или писать каллиграфию правой рукой (если вы левша).

Материал подготовлен педагогом-психологом
ОЦДиК Карпузовой Л.В.