arrow_back

Неуклюжий ребенок

В норме дети, проходя через обязательную стадию неуклюжести, становятся вполне скоординированными в возрасте 7 лет. Если родитель отмечает у ребенка определенные трудности в координации движений, а также нарушения развития мелкой моторики, то это может быть диспраксия – синдром неуклюжего ребенка. 

Диспраксия (синдром «неуклюжего ребенка», координационная неловкость, трудности двигательных реакций) - это такое расстройство двигательной системы, при котором ребенок с трудом координирует свои действия во время выполнения сложных и целенаправленных движений, но при этом у него нет ни параличей, ни нарушений мышечного тонуса.

От 6 до 20% детей страдают диспраксией. По результатам последних исследований нарушение развития двигательных функций выявляется примерно у 50% детей, имеющих последствия гипоксически-ишемического повреждения головного мозга во время перинатального периода.

До 10% англичан обнаруживают у себя симптомы диспраксии, причем мужчины страдают в 4 раза чаще женщин. Английский актер Дэниель Редклифф в 2008 году признался, что страдает этим нарушением, но болезнь протекает у него в легкой форме, и самая большая трудность для него - это завязать шнурки.

Данное заболевание диагностирует невролог или врач-педиатр, но симптомы проявления могут пронаблюдать родители, психолог, воспитатели. О диспраксии говорят, если в поведении ребенка присутствуют большинство симптомов. 

Проявления диспраксии:

· Задержки физического развития.
· Ребенок медленно учится одеваться и самостоятельно есть.
· Ребенок неаккуратен во время приема пищи, плохо пользуется ножом или вилкой
· Неловкости в выполнении любых целенаправленных действий
· Ребенок не может или плохо прыгает, плохо катается на велосипеде, часто падает на ровном месте и спотыкается при ходьбе.
· Ребенок плохо играет в мяч.
· Имеются трудности в письме и рисовании.
· Различные психоэмоциональные и поведенческие комплексы.
· Нестабильная и вялая осанка.

Причины возникновения диспраксии окончательно неизвестны, но последние нейрофизиологические исследования указывают на то, что болезнь может вызываться недостаточным развитием или незрелостью нейронов головного мозга, а не их повреждением. Особую роль в развитии данного заболевания играет гипоксически-ишемическое повреждение головного мозга в перинатальном периоде.

Нарушение праксиса (способности к выполнению целенаправленных движений) может быть диагностировано только после седьмого года жизни, когда её можно отличить от расстройств координации и двигательных нарушений.

Дети с таким диагнозом испытывают определенные трудности в социальных отношениях, часто сверстники отказываются контактировать с ними. «Неумелому» ребенку не легко соответствовать здоровым детям в повседневной жизни. Такие дети характеризуются повышенной утомляемостью, ведь энергетические затраты на выполнение обычных ежедневных задач у них значительно выше, чем у здоровых сверстников.

Лечение диспраксии должно быть комплексным. В зависимости от вида и степени тяжести заболевания, в лечении должны принимать участие неврологи, психологи и логопеды.

Советы родителям:

· Поощрять ребенка и помогать ему в приобретении специальных навыков.
· Хвалить ребенка за любые попытки выполнить действие, не обращая внимание на результат.
· Обязательно соблюдать режим дня.
· Ставить перед ребенком ясные и понятные цели.
· Лучше начинать с тех действий, которые нравятся самому ребенку.
· Быть терпеливым к своему ребенку.

 

Игры для развития координационных возможностей у детей с диспраксией:

«На ощупь».

(развивает мелкую моторику рук, осязание, тактильную чувствительность).

В непрозрачный мешок из ткани складывают до 10 небольших предметов, предварительно показав их ребенку: ручку, пробку от бутылки, блокнотик, пульт и др. Ребенок на ощупь определяет предметы, находящиеся в мешке.

«Замок».

(развивает моторику мелких мышц кисти, устную связную речь, память и воображение).

Во время проговаривания текста: «На двери висит замок.

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли!»,

происходят ритмичные быстрые соединения пальцев рук в замок, затем ручки тянуться в разные стороны, кисти рук со сцепленными пальцами двигаются от себя - к себе, основания ладоней постукивают друг о друга, пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны. Повторяется несколько раз.

«Чья лошадка быстрее».

(развивает координацию и быстроту движений крупных и мелких мышечных групп, формирует правильную осанку, тренирует внимание, улучшает зрение и слух, координирует движения туловища и конечностей).

Необходимы палочки длиной 20 см, шнурки или куски веревки, игрушечные лошадки или любые другие игрушки.

Дети сидят на стульях и держат в руках палочки, к которым за шнурки привязаны игрушечные лошадки (или другие игрушки) на расстоянии 15-20 шагов. По сигналу, дети начинают наматывать шнурок на палочку, приближая к себе игрушку.

«Поймай мяч».

(развивает внимание, память, приобретаются навыки игры в мяч).

Игроки становятся по кругу. Водящий в центре подкидывает мяч вверх и называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если мяч не пойман, игрок меняется местом с водящим. Побеждает тот, кто меньше всех был водящим.

Статья подготовлена педагогом-психологом ОЦДиК Карпузовой Л.В.
При использовании данных сайта familydoctor.ru