Неспортивное поведение
Один из неприятных моментов для родителей - наблюдать неспортивное поведение своего ребенка.
Примерами такого поведения могут быть: словесные оскорбления, насмешка над оппонентом, споры с судьями, тренерами, чрезмерно эмоциональное празднование набранного очка в матче или симулирование травмы.
Официальные правила многих видов спорта предусматривают серьёзное наказание за подобные проступки. Кстати, понятие «неспортивное поведение» можно отнести не только к спорту. Ваш ребенок, может быть, одним из лучших игроков на поле, лучшим танцором или чтецом в творческом кружке, самым эрудированным в классе, но как только он начинает спорить, жульничать, изменять правила под себя или освистывать других, все его способности теряют ценность.
Любая конкурентная борьба требует умения идти на компромисс и взаимодействия. Мы, родители, должны не только помочь ребенку развить эти качества, но и сами должны стать примером достойного поведения.
Некоторые рекомендации, чтобы помочь ребенку развить лучшие спортивные качества.
Для начала, определите какие именно качества следует подкорректировать. Например, можно оценить особенности поведения вашего ребенка, сравнив его с примерным перечнем качеств достойного поведения:
- серьезно относится к игре (выступлению, конкурсу), не «клоуничает»;
- делится опытом с другими;
- ждет своей очереди;
- спокойно воспринимает критику;
- поддерживает сверстников, не критикует их за ошибки или способности;
- скромен, без паясничества, не хвастается и не «рисуется»;
- доброжелателен, не радуется ошибкам других и не освистывает их;
- избегает споров с судьей (дирижером, учителем, другими взрослыми или сверстниками);
- поздравляет соперников;
- соблюдает правила, не меняет их среди игры, не жульничает;
- не бросает дела, не закончив его, даже если скучно или устал;
- принимает поражение с достоинством - не плачет, не жалуется и не оправдывается;
- совершенствуется, чтобы добиться лучших результатов.
Выберите какой-либо принцип достойного спортивного поведения из приведенного перечня. Попросите ребенка объяснить, как он мог бы им воспользоваться. Несколько раз потренируйтесь в использовании этого принципа дома, а затем найдите возможность, чтобы ребенок применил его на тренировке, в школьном состязании или во время игры. Обязательно расспросите его о том, как это прошло: «Как к этому отнеслись дети? Что ты сделаешь в следующий раз?».
Хорошее спортивное качество — это поддержка и поощрение друг друга. Научите ребенка поддерживать своих товарищей. Обсудите несколько ободряющих замечаний или действий, а потом порепетируйте, например: «Замечательное стихотворение», «Здорово», «Ты – молодец!», «Метко» или поощрение каким-либо жестом. Посоветуйте ребенку использовать это правило в любой групповой деятельности — во время игры, конкурса, на встрече, в гостях у друга или в школе, ну и, конечно, дома.
Не оставляйте без внимания проявления у ребенка неспортивного поведения. Реагируйте. Например, можно отвести его в сторону и указать на неверные действия: «Я слышу, что ты обвиняешь других в своей ошибке» или «Ты никому не даешь играть по очереди», «Ты смеешься над тем, что он неудачно выступил» и др. Спросите его, как можно исправить такое поведение? Объясните ребенку, как важно считаться с чувствами других.
И конечно же, наилучшим способом сформировать у ребенка достойное спортивное поведение — играть вместе с ним. Это могут быть разные игры – настольные, подвижные на свежем воздухе и дома, но они обязательно должны иметь правила. Начните с изучения правил игры, напомните ребенку, что он должен соблюдать эти правила. Затем можно придумать ритуал, например, чтобы все пожали друг другу руки и пообещали следовать правилам.
Намеренно сделайте пару ошибок в игре. Покажите пример, как поступать в такой ситуации. Можно даже проиграть — конечно, намеренно, — но сделайте это так, чтобы дети не догадались. Покажите, как нужно с достоинством проигрывать: «Хорошая игра. Давайте завтра сыграем еще». Затем пожмите друг другу руки.
Использованы материалы:
- М. Борба «Нет плохому поведению»
Интернет-ресурсы:
Материал подготовила Якунина С. Г., педагог-психолог ОЦДиК