arrow_back

Ненормативные выражения в детском лексиконе

С расширением круга общения ребенок начинает приобретать много нового. И не всегда это новое – хорошее. Один из таких моментов – бранные слова. Услышав от своего ребенка такое «новшество», взрослые часто теряются и не знают, что делать, а, оправившись от шока, выбирают один из следующих вариантов.

1. Ругаем. «И в кого он только пошёл?» - удивляются родители. Чтобы это понять, нужно просто понаблюдать за своими манерами, своим стилем поведения. Задумайтесь, являются ли характерными для вас несдержанность, агрессивность, излишняя эмоциональность? В этом случае действуйте по принципу «начни с себя».

2. Оставляем без внимания. Делаем вид: «Ничего не произошло!» Оправдываясь тем, что на таких словах не стоит акцентировать внимание, что ребенок их сам забудет, родители отчасти правы. Но гарантии нет. Поразмыслив, малыш может прийти к выводу, что если вы никак не реагируете на такие слова, то так оно и должно быть – употреблять их нормально.

3. Запугивание. «Будешь ругаться – я тебя язык отрежу!» Это очень «эффективный» способ, особенно при необходимости немедленного воздействия. Но имеет два очень больших минуса. Во-первых, с возрастом все труднее найти действенный способ запугивания, а во-вторых, этот метод может спровоцировать появление и развитие у ребенка невротических состояний. 

4. Объяснение. Самый эффективный, но самый трудный способ, так как требует больших усилий и четкой последовательной тактики. Столкнувшись с тем, что малыш включает в свою речь ненормативную лексику, сразу объясните ему твердым тоном, что данные выражения используются или хулиганами, или глупыми маленькими детьми, - ни тех, ни других в приличные места не пускают. Дайте ребенку сделать свой выбор. 

Одна из причин по которой дети начинают ругаться – это желание привлечь к себе внимание. Получив в свой арсенал хороший способ шокирования взрослых, а тем самым возможность попасть в центр внимания, ребенок будет пускать его в ход все чаще. А чтобы этого не случилось, во-первых, постарайтесь найти приемлемый способ самоутверждения для ребенка. Во-вторых, сразу давайте «обратную связь» - спокойно, но твердо отрицательно. Необходимо показать малышу, что у окружающих пропадает всякое желание с ним общаться. Таким образом, вы сможете позаботиться о психогигиене, а также душевном покое как вашем, так и вашего ребенка.

Материал подготовила С. Г. Якунина, педагог-психолог ОЦДиК
При подготовке статьи была использована литература:
Е.В. Шитова «Работа с родителями», М. Борба «Нет плохому поведению»