Немного про учебную мотивацию старшеклассников
Часто на консультацию приходят родители старшеклассников с жалобами на снижение учебной мотивации ребенка и, как правило, успеваемости по отдельным предметам.
Почему так происходит? Почему именно в возрасте 14-15 лет нередко начинаются проблемы с учебой?
Седьмой и восьмой класс – это пик физического развития у подростков. В этом возрасте меняются три системы организма человека: сердечно-сосудистая, костно-мышечная и, конечно, гормональная.
В связи с быстрым ростом костей и невозможностью так же быстро расти мышечной ткани, происходит внутренний дисбаланс организма. Дети чувствуют внутреннее напряжение, но не понимают его причины, не могут понять, что доставляет им дискомфорт. При этом, для того чтобы этот физиологический процесс происходил как положено, необходим сон (кости растут во сне, а не в течение дня). Соответственно, на это требуется большое количество энергии, чтобы состоялся этот рост. Но одновременно с ростом приостанавливается открытие клеток головного мозга доступных для нейронных сетей, и как следствие, несколько притормаживается интеллектуальное развитие. А учебные задачи в восьмом классе легче не становятся, и требуют большей вдумчивости и гибкости мышления, с чем детский мозг начинает не справляться. Ребенку становится трудно даже с элементарными задачами, могут вылетать из памяти уже пройденные темы. В этот период дети живут как бы на «старых запасах» знаний, новые усваиваются с трудом.
Пик такого состояния приходится обычно на середину учебного года и меняется в лучшую сторону обычно в девятом классе. Но и этот класс непростой, ведь он выпускной. Дети переживают о сдаче экзаменов и грядущем поступлении в другие учебные заведения, а если еще и не находят понимания и помощи у родителей, то тут как раз и начинаются конфликты.
Поэтому самое главное, что нужно сделать - сказать ребенку: «Все нормально. Это временно. Справимся. С тобой все будет хорошо!». И самим родителям не забывать, что для оказания поддержки ребенку в первую очередь надо быть самому спокойным к адекватным.
Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович