arrow_back

Немного о самостоятельности у детей

Довольно часто мы слышим, что в детях нужно воспитывать самостоятельность, чтобы они были более приспособлены ко взрослой жизни. Но когда задаешь родителям вопрос: «Что вы понимаете под самостоятельностью?», то чаще всего им сложно сформулировать вразумительно ответ или же он звучит примерно так:

«Вот мой пятилетний сын самостоятельно собирает игрушки. Я ему говорю, хватит играть, пора собирать игрушки, и он собирает».

Или так:

«Мой ребенок уроки делает всегда сам. Я прихожу с работы, напоминаю ему, и он делает. Потом проверяем вместе». А самостоятельность ли это?

Мне кажется, что самостоятельность – это все-таки когда человек сам поставил цель и достиг ее. Получается, что в вышеуказанных примерах один ребенок проявил бы самостоятельность, если бы поиграл, а после сам (без указания мамы) убрал за собой игрушки, а второй, школьник, без напоминаний выполнил домашнее задание.

Если же мы, как родители, только наблюдаем за процессом, не вмешиваясь, то это контролируемая самостоятельность. То есть мы даем ребенку возможность самому ставить задачи и решать их. Тогда получается, что прежде, чем ребенок начнет проявлять свою самостоятельность, его необходимо обучить этому.

Так как же научить ребенка быть самостоятельным?

Самое главное – это давать возможность выбора. Когда ребенок понимает, что его выбор может учитываться, он чувствует себя увереннее, лучше понимает собственные желания, будет более активен в выборе чего-либо и со временем станет понимать за что себя ценить и уважать. И это совсем не сложно сделать, просто интересуйтесь его мнением. Например, спросите: «Что ты хочешь на завтрак?» или «Пойдем гулять в парк или на площадку?».

Часто родители, уставая на работе или экономя свое время, не дают возможности ребенку даже немного подумать, делают выбор за него, пресекая тем самым проявления детской самостоятельности. А потом ругаются, что приходится делать что-то за ребенка. Тем временем, ребенок усваивает, что не стоит напрягаться, чтобы лишний раз не услышать, что ты все делаешь не так, как надо.

В дальнейшем такие дети вырастают в неуверенных взрослых, которые боятся действовать в жизни и принимать решения. Такие люди с выученной беспомощностью обычно не стремятся обучаться, у них почти всегда пониженный фон настроения.

Также очень важно поощрять инициативу ребенка. Даже если ребенок не очень хорошо подмел пол или вымыл тарелку. Пока он хочет учиться, стремиться сделать что-то самостоятельно, давайте ему такую возможность.
Кроме того, это его личный опыт. Помните про особенный период у ребенка (до 8-10 лет) – это как раз то время, которое играет огромное значение в будущей жизни человека. В переходном возрасте будет гораздо сложнее что-то исправить и чему-то научить, особенно при низкой мотивации.

А в жизни чаще бывает как раз наоборот. До 10 лет ребенку многое запрещают, делают за него, а когда он уже ничего делать не умеет, то начинают учить, а не хочет учиться – заставляют. Тут-то и начинаются конфликты.

Не менее важно приобщать ребенка к выполнению домашних дел. Конечно, задание должно быть по силам ребенку. Но если ребенок легко справляется с заданием, то со временем его вполне можно усложнить. Список таких дел можно написать и вывесить на холодильник, например. Наглядный вариант проще усвоить, к тому же это более организует человека.

И помните, чтобы не произошло, ваша поддержка – это всегда помощь, всегда опора. Не стоит ждать мгновенного обучения от ребенка, это небыстрый процесс. Иногда может быть что-то не вполне понятно. Со временем дети всему научатся. Помогайте, но старайтесь сделать это без нравоучений. Обращайте внимание ребенка на важные моменты и радуйтесь успеху вместе с ним.

Берегите друг друга!

Материал подготовил педагог-психолог ОЦДиК
Погодин Валерий Викторович