arrow_back

Некоторые ошибки родителей во время ссор с детьми

Разногласия и конфликты родителей и детей в семье неизбежны и, как правило, болезненны для обеих сторон. Но часто причиной сложных отношений становится не сам факт ссоры, а то, как она проходит. 

Некоторые рекомендации для родителей, как не делать ошибок во время ссоры с ребенком.

  • Важно говорить о поступке, не переходя на личности.

    Это вроде уже и так всем понятно, но почему-то все еще повсеместно используется: «Что за ужасный ребенок!», «Так поступают плохие дети» или прямое «Ты очень плохой мальчик. Мне такой не нужен».
  • Сворачивать свою вину на ребенка.

    Каждый может вспомнить подобную ситуацию, когда ругать надо себя, а мы ругаем ребенка. Например, вы предполагаете, что ребенок, который сейчас бегает-играет, может задеть чашку (тарелку, вазу) на краю стола и все равно не убрали. Кто виноват, что чашку разбили и за что вы отругали ребенка? Или вы сами разрешили ребенку погладить уличную собачку, а она его укусила. И вот вы снова ругаете ребенка: «Ты что, не знаешь, что собака может укусить?».
  • Использовать свои «взрослые» преимущества.

    Порой мы можем создать такие ситуации, которые не помогают ребенку правильно выйти из конфликта. Например, забрать игрушку и положить высоко на шкаф, откуда ребенок не достанет ее сам. Это заставляет его чувствовать свою неполноценность (физическую пока) и вызывает глубокое чувство обиды и злости. Кто уже так делал, тот заметил, что в момент, когда игрушка отправляется на шкаф, ребенок начинает ужасно кричать и может закатить истерику. А мы не помогаем ему правильно выйти из конфликта, а оставляем одного и предлагаем подумать над своим поведением.

    Или другой пример: вы собираетесь пойти за игрушкой, но случилась ссора, в которой ребенок вас обидел. И вы говорите, что не купите игрушку, раз он так себя ведет. Да, это быстрый способ заставить ребенка слушаться, но при этом он думает не о том, чтобы уважать ваши чувства, а о том, как получить свои выгоды. Когда ребенок чуть подрастет, он будет в определенных ситуациях стараться промолчать, «чтобы купили игрушку», а злость и обиду копить внутри себя.

    Поэтому, чтобы такого не случилось, в конфликтной ситуации говорите о своих чувствах и учите ребенка их уважать, а не наказывайте его лишением материальных вещей.
  • Потеря контроля над собой, использование грубых слов, ремень.

    Из этого ребенок запоминает, что прав тот, кто сильнее, агрессивнее, грубее. Это, уже не говоря о том, что часто дети пугаются такой реакции родителей и тут же «начинают себя нормально вести». Ведь в таких условиях быть равным участником ситуации уже не получается. Ребенок не может отшлепать маму или папу, или даже так же накричать на них.
  • Заставлять ребенка извиняться часто и за любую мелочь, в то время как вы сами этого не делаете.

    Научить ребенка признавать свою вину и просить прощения можно только личным примером. Сказав сыну: «Прости меня, пожалуйста. Я вспылила и сказала тебе совсем не то, что думаю на самом деле», вы в тот же момент можете услышать: «Мамочка, и ты меня прости. Я тоже был неправ. Тебе это было неприятно. Ты меня извинишь?» Не бойтесь, если вы неправы, извиниться первыми. При этом не стоит упрекать ребенка, говоря, что он тоже неправ. Он должен сам признать часть своей вины.
  • Унижать наказанием.

    Если уж дошло дело до наказания, то помните о том, что лучше лишить ребенка хорошего, чем сделать ему плохо. Это значит, что лучше, например, не почитать на ночь, чем накричать и отшлепать. Наказание не должно быть унизительным и не должно проходить на глазах у других людей.  Примените, в случае конфликта в людном месте, прием «воспитание на ушко».

Во время любой ссоры нужно понимать, чего вы хотите от своего ребенка, чему вы пытаетесь его научить. Эти вещи и нужно объяснять ребенку, чтобы он знал, из-за чего вы ругаетесь и что он сможет сделать, чтобы исправить ситуацию.

Использованы материалы:

  • Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком Как?»

Интернет-ресурсы:

Материал подготовила Якунина С. Г., педагог-психолог ОЦДиК