arrow_back

Не все молчание – золото

«Потерять дар речи» или «язык отнялся» - фразы, которые хотя бы раз в жизни произносил каждый из нас. Но далеко не всем известно, что такое действительно может произойти. И название этому состоянию – мутизм. 

Мутизм – состояние, характеризующееся отсутствием речи у ребенка в определенных социальных ситуациях, при сохранении способности к нормальной речи дома или в других безопасных условиях. Например, ребенок обычно свободно общается дома с близкими, но становится немым в школе, в садике или обществе сверстников. В таких случаях речь идет о селективном (избирательном) мутизме. Мутизм может проявляться и как тотальное молчание, когда ребенок вообще перестает говорить даже дома, но это случается гораздо реже. 

Мутизм – это не просто отказ ребенка общаться. В подавляющем большинстве случаев это форма психологической защиты, своеобразный способ ребенка справляться с чувством тревоги, страха и стресса. В основе психологических механизмов мутизма лежат:

1. Повышенная тревожность  

Тревога – ключевое звено развития мутизма у детей. Как правило, дети с мутизмом отличаются повышенной тревожностью уже в раннем возрасте. Их психика особенно восприимчива к изменениям в окружающем мире, они с трудом переносят незнакомые ситуации, новых людей или обстоятельства. Такая тревожность становится для ребенка настолько сильной, что «перекрывает» возможность свободного речевого общения. Ребенок чувствует, что молчание способно защитить его от стресса внешнего мира.

2. Страх оценки и ожидания взрослых  

Очень часто мутизм формируется у детей, на которых взрослые слишком активно и навязчиво оказывают давление. Возможно, это завышенные ожидания успехов в обучении, общения с людьми, спортивных и творческих достижений. Ребенок боится не оправдать ожиданий значимых взрослых (родителей, дедушек и бабушек, учителей, тренеров), находится под сильным психологическим контролем и просто «замораживает» свою речь в ситуациях общения.

3. Перфекционизм и гиперконтроль  

Многие дети с селективным мутизмом демонстрируют выраженные перфекционистские качества. Они стремятся делать все идеально и всей душой боятся совершить ошибку, показать себя с плохой стороны. В результате они предпочитают не говорить вообще, чем рисковать быть непонятыми, осмеянными или отвергнутыми сверстниками и взрослыми.

4. Нарушение привязанности и травматические обстоятельства  

Психологические травмы и негативный опыт общения могут резко усугублять риск возникновения мутизма. Если ребенок пережил развод родителей, смерть близкого человека, физическое или эмоциональное насилие, это может привести к молчаливому протесту. В таком случае мутизм – это форма самозащиты и предупреждение о серьезном нарушении психологического равновесия.

5. Семейные модели общения и воспитания  

Особенности воспитания, чрезмерная авторитарность, критичность, подавление детской инициативы и гиперопека – факторы риска, способствующие возникновению мутизма. Ребенок, привыкший к постоянной критике, очень боится сказать что-либо, что не понравится взрослым. С другой стороны, гиперопека и постоянное «говорение за ребенка» мешают ему развить собственную речь и уверенность.

6. Особенности темперамента и врожденные психологические характеристики  

Интровертные, чувствительные, застенчивые дети особенно склонны к появлению мутизма. Их природа делает их очень уязвимыми к внешним оценкам, что увеличивает вероятность психологического замыкания в социально непривычной среде. 

Почему молчание становится самой действенной стратегией?

Ребенок, столкнувшийся с приступами страха, тревоги или ощущения беспомощности, подсознательно выбирает молчание как наиболее эффективную эмоциональную защиту. Для ребенка с высоким уровнем душевной чувствительности и тревожности речь – это огромная зона риска. Он пытался что-то сказать, возможно, сталкивался с негативной реакцией или непониманием – и решил, что лучше молчать: таким образом он избегает унижения, отказа, конфликта и окружающих угроз. 

Последствия мутизма опасны тем, что без своевременного вмешательства специалистов, они накапливаются и ведут к:

- потере уверенности в собственных силах и способностях;  

- снижению самооценки и отрицательной самоидентификации («я не такой как все», «я плохой»);  

- ухудшению социальных навыков и трудностям в межличностных отношениях;  

- появлению учебных трудностей и школьной дезадаптации; 

- развитию постоянной тревожности, депрессивных состояний и социальной изоляции. 

Мутизм – это не каприз, не упрямство и не отсутствие желания общаться. В основе этого состояния лежат серьезные психологические причины, требующие внимательного и бережного изучения и профессиональной помощи. 

  

Материал подготовила С. Г. Якунина, педагог-психолог ОЦДиК

 

При подготовке статьи использованы материалы: Ю. С. Шевченко, Н. К. Кириллина, Н. П. Захаров «Элективный мутизм. Красноречивое молчание; В. Шиманская, А. Чканикова «Детские страхи»