arrow_back

Не надо кричать!

Каждый взрослый, выбравший путь родительства, порой сталкивается с такой ситуацией, когда без повышения тона голоса, без крика, уже не обойтись. Но так только кажется, что не обойтись. И сколько бы родители не говорили психологу, что пока я не закричу, ребенок меня не слышит, именно в этот момент взрослый и ошибается. Существует большая разница между тем, чтобы ребенок что-то сделал «из-под палки», когда на него кричали и тем, что он осмыслит то, что от него хотят и сделает это без насилия над его личностью. 

Во время родительского крика у ребенка запускаются механизмы психологической самозащиты, которые никогда не решают возникших проблем, они способствуют уходу от них, создают иллюзию того, что все нормально. У большинства детей включается либо ответная негативная реакция (вставляет едкие комментарии, подростки и вовсе могут в ответ начать кричать), либо молчаливый протест (ничего не комментируют, молча выполняют данное поручение, но запускается внутренний диалог, при котором ребенок внутри себя спорит с родителем, высказывает свое недовольство). Это эмоционально истощает ребенка. По итогу, выполняя родительское поручение, та же агрессия и негативная реакция транслируются и на само действие: он не старается делать задание качественно, стремится быстрее дело завершить. Инициатива у ребенка не появляется, ведь дело или поручение, о котором с криками просили родители, вызывает у ребенка отторжение. Потому в каждый последующий раз, чтобы взрослому что-то от ребенка получить, придется снова кричать! И крики становятся единственным способом общения и воспитания, которые всякий раз запускают те же механизмы, связанные с ответной агрессией, бунтом, недовольством и пр. Это замкнутый круг.

Другой путь получения от ребенка желаемого – конечно, более трудоемкий, на нем родителям необходимо не только учить и воспитывать своих детей, но и самим учиться каждый день. А потому родителям просто необходимо быть осознанными, понимающими и терпимыми. 

Понимающий родитель знает и помнит, что и он когда-то был ребенком, а потому ему тоже не всегда хотелось делать школьные задания, выполнять домашние обязанности, гулять с собакой или складывать вещи в шкафу. Осознанный родитель знает, что дети в силу физиологического и психического развития сильнее подвержены стрессам: конфликты в школе, недопонимания среди сверстников, огромный пласт школьных заданий и пр., а потому необходимо прислушиваться к тому, что происходит в жизни ребенка, чаще с ним разговаривать, делиться своими мыслями, выстраивая отношения взаимопомогающие, дружеские. В атмосфере дружбы со своим ребенком его всегда будет легче попросить что-то сделать. Терпеливый родитель понимает, что в те моменты, когда он способен найти аргументы для того, чтобы ребенок его послушал, растет не только самостоятельность ребенка, но и родительский авторитет. 

Дорогие родители, если когда-то в отношении вас был выбран авторитарный стиль воспитания с криками и манипуляциями, то это очень грустно. Но сейчас, имея собственного ребенка, у вас есть уникальная возможность стать более терпимым родителем, выбрать диалог, а не психическое насилие, стать ребенку другом, а потому, не надо кричать!

Материал подготовлен педагогом-психологом ОЦДиК Карпузовой Л.В.